Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь

Газета «Природа Алтая» №9 2012 г. (сентябрь 2012)

А вы знаете, что....
В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит

на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (201) 2012 год / Страница 16-17

Стоит только встать на дорогу и не знаешь куда она приведет тебя

Безумное путешествие, или Туда и обратно до Улан-Удэ
Стоит только встать на дорогу и не знаешь, куда она приведет тебя. Для меня экспедиция – это знакомство с неизвестным, это открытие нового и встречи с интересными людьми.
Эта экспедиция запомнилась очень длинным и интересным маршрутом. Начало было в Барнауле в Экологическом центре. Все сели в наш автобус и под звуки гитары и шуточки Ивана Анатольевича Долгова (это самый весёлый из вожатых) отправились в путь. Приехали почти в полночь в Кемерово.
Нас встретили А.Н. Куприянов, наш бессменный научный руководитель, один из Отцов-основателей нашего Движения и Ю.А. Манаков, д.б.н., зав.лаб. и кто-то там еще, но для меня главное – он мой папа. Мы остановились в ботаническом саду, ребята наскоро поели, расставили палатки, и как сказала одна участница экспедиции: «Мы просто брык и баиньки».

Начало
Несмотря на крайне поздний отбой, подъем, как всегда в восемь утра. Тут и там были слышны фразы: «У-у-у, ну почему? Все-таки палатки и спальники это класс! Блин, я не накрашена!!!! Ну почему так холодно?!»
Сергей Иваныч Малыхин (или как мы называем его в шутку, «Мудрый вожак стаи», он же «Командор») немного удивился, когда увидел некоторых из нас в куртках, шапках и красовках, сам он стоял в майке, легких штанах и без обуви.
Здесь мы отметили и день рождения Даши. Конечно, торт, приготовленный в походных условиях, проигрывает в эстетическом плане, зато он такой вкусный, потому что кроме сгущенки и коржей в нем нет никаких добавок и ароматизаторов!

Наши правила
Хочу немного рассказать о некоторых правилах и особенностях нашей экспедиции:
1. Еда только на костре (лишь в редких и необходимых случаях мы поступаем по-другому).
2. Перед отправкой дальше костер потушить, мусор, если есть, убрать и обязательно завалить место от костра землёй.
3. Не ходить по кустам и не отходить от лагеря далеко.
4. Чтобы не случилось на сцене, не подавайте виду – улыбайтесь! Мы представляем экологов!
5. Все обязаны заполнять дневники.
6. Всем, кто похож на сродни нам по духу, мы повязываем галстуки, а самым-самым вручаем футболки.

В Кемерово
17 июня. К нам приехали дети из Кемерово. Вместе мы провели три дня. С нами работал Андрей Николаевич Куприянов, ОЧЕНЬ уважаемый человек, доктор биологических наук, профессор, академик Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, директор Кузбасского ботанического сада и еще многое, многое другое.
И вот такой человек выделил на нас время, рассказал и показал растения, почти о каждом была история, он научил нас делать гербарий.
Потом предложил, что если мы найдем такое растение, название которого он не знает, то с него коробка конфет. Тут же от нас полетела фраза: «А давайте ромашку сорвем, чуть-чуть лепестков оторвем и покрасим?» Андрей Николаевич лишь улыбнулся.
Также к нам приехал не менее замечательный человек – Виктор Иванович Марков – доктор философских наук, который объехал всю Россию. Он очень хорошо знает минералы, и поэтому провел нам мастер-класс на берегу Томи целых два раза.
Первый раз показывал драгоценные камни. А второй раз показывал настоящие камни и их подделки.
И знаете, это мне понадобилось, когда мы ходили за сувенирами, а мне пытались подсунуть подделку из «бирюзы» за 600 рублей. Я вежливо отказалась, но была в шоке: как дурят бедных покупателей...

«Горка» и баня
На следующий день мы отправились в музей с очень красивым названием «Красная горка». В нем нам рассказали почему Кемерово называется Кемерово. Этому две причины. Известно, что Кемеровская область расположена в центре Кузнецкой котловины, которая знаменита своими огромными запасами каменного угля. А уголь ведь горит?
Уголь – это камень, «кемер» в переводе означает «горящий камень». Вот и вся наука…
После мы пошли в шахту этого же музея. Она была, понятно, не настоящая, но все равно было здорово. Нам представляли манекенов-шахтеров, показывали мини-фильм про работу в шахте. После мы посетили памятник шахтёрам, его автор Эрнст Неизвестный. Жаль, что ребята не увидели всю его красоту, так как там был ремонт.
Потом все дружно отправились покупать сувениры по бешеным ценам. Не помню, как мы приехали опять в лагерь, потому что было очень жарко, и я заснула.
Не буду перечислять все мелочи, скажу только то, что все были очень довольны. Во-первых, от замечательной экскурсии, а во-вторых, от обалденной бани. Сергей Иваныч разрешил её нам.

На нервах
19 июня. Сегодня все были на нервах, предстоял довольно интересный день. Мы должны были пойти в Институт экологии человека, чтобы провести там небольшое выступление. Когда пришли и расселись, Анастасия Вершинина рассказала про самое-самое начало Движения.
А потом дала выступить и нам, чтобы мы послушали и лучше узнали друг друга. По возвращению в лагерь нас ждал потрясающий сюрприз – вкуснющие арбузы. Это был прощальный ужин. Ведь мы расставались с Кемерово, с ребятами и Андреем Николаевичем, который наказал нам собрать на Байкале гербарий.

Океан крапивы
На следующий день мы все дружно рявкнули: «Спасибо небу, солнцу, речке, воде, земле и людям, которые приютили нас!».
Быстренько закинув вещи в багажник автобуса и усевшись по местам, отправились к следующей цели нашего путешествия: Красноярску. Первые два часа пути все дрыхли, как суслики зимой. Потом зазвенели первые будильники и разбудили весь автобус (не раз вспоминала любимую мамину присказку): «Взять бы в руку каменюку, бац! И нету того звуку!»
Вооружившись гитарой, Иван Анатольевич начал теребить нас песнями. Те, кто не знал еще слов, выучили и наш «Гимн», и «Замыкая круг», и «Алые паруса, и многие другие.
А уж как мы вопили «Кукурузу» – ночной кошмар наших вожатых!
Когда прибыли на место, нас ждал довольно неприятный сюрприз – океан крапивы! Но это все мелочи, для экологов сойдет, она ж не мусор – нам ее не убирать.
Быстро и сытно поев, отрепетировали выступление, заполнили дневники и расползлись по спальникам, но сон к нам не приходил, видно ему тоже было страшно...

Столбы и выступление
21 июля. «План таков! – этими словами встретил нас Сергей Иваныч. – Сперва едем на Столбы, а потом выступаем в детском лагере юннатов».
Мелкий, нудный дождик сопровождал наш путь, забираясь даже под плащи, чавкал в кроссовках, короче пытался отравить нам жизнь.
Не на таких напал! Мы твердо помнили: «Дело есть дело!», и это помогало нам все шесть километров до места назначения.
По пути мы видели белок, бурундуков, которые шустро сновали перед нами. Награда за долгий подъем к Столбам была шикарной. Нам открылись красивейшие скалы в виде слоника, бабки, внучки, деда, перьев – это ничтожная часть этого удивительного, обширного чуда природы. Обратно к автобусу прошли незаметно из-за того, что пели и шли под горку.
Потом отправились на станцию юннатов. Там нам устроили экскурсию-соревнование, во время которой мы узнали о работе и достижениях станции. Больше всего нам понравился зооуголок, в котором давали подержать животных и даже покормить их. Так не хотелось уходить оттуда! С чувством благодарности мы показали, что умеем на сцене.
В глазах немногочисленных, но душевных зрителей выражалось столько уважения, интереса, радости, что это еще больше подбадривало нас. Все были очень довольны.

Приют в пути
Следующий наш приют – школа-интернат в Нижнеудинске. Хорошее заключалось в том, что мы спали не в палатках и готовили не на костре, а на плите. И самое главное! Мы нашли во дворе маленького птенца и вернули горемыку обратно в гнездо.

Листвянка
Листвянка (Байкал). Я второй раз приехала в это Богом отмеченное место. Я с грустью фотографировала тот дом, в котором мы с папой жили два года назад...
«Великое море священный Байкал» – откуда-то всплыли слова, а из глубин озера всплыли две нерпочки они смотрели на нас своими огромными, удивленными глазами.
Мы любовались бескрайними просторами великого озера... Далеко-далеко вырисовывается корона гор, мерцающих серебряным светом. Это незабываемое зрелище! Как-то даже сложно воспринимать, что это об этой красоте говорят, как о крупнейшем резервуаре пресной воды. Нет, надо не так, в резервуар можно бросить мусор, слить дрянь, а вот обидеть Батюшку-Байкал рука не подниметься.
Нас гостеприимно встретила турбаза, не подозревая того, что мы окупируем почти всю ее территорию! Когда мы ввались как орда варваров в этот с виду такой неприметный домик, то обалдели.
Во-первых, спать нам предстояло не в спальниках и даже не на полу, а на мягких кроватях. Во-вторых, присмотревшись к стенам, ступенькам, мы поняли, что это очень даже старое строение. Но после такого насыщенного дня, красоты озера, древность строения уже не так взволновала наши души, и мы наконец то по-настоящему сделали «брык и баиньки».

Дядюшка Байкал
А следующим утром, уже привычно и в хорошем темпе сделали зарядку, поглотили завтрак и с радостью услышали: «За сувенирами!» Мы дружной гурьбой похватали деньги и кинулись на базар (естественно с нашими любимым вожатыми).
Чего мы там только не видели! И украшения, и игрушки, и камни, ну и, конечно же, поддел¬ки. Куда же без них?
После посетили музей, глаза разбегались, так много интересного. Нам рассказали о флоре и фауне дядюшки Байкала. Мы расматривали в микроскоп несколько обитателей озера. Узнали как образовалась Земля и Байкал, видели нерпу, омуля, разнообразных рачков и других обитателей.
Нас сводили в виртуальный батискаф, мы опустились на максимальную глубину Байкала – 1637 метров. Мы узнали очень много нового и интересного.
Возвращаясь домой, пели песни (или горланили, это уж кого как получалось, кому-то в ухо енот плюнул, но это не мешало ни поющим, ни слушающим). Наверное поэтому все проезжающие машины бибикали нам?
А гвоздем вечера стала баня! Все девочки мурлыкнули от мысли, что они будут долго сидеть там. Но один из вожатых вдребезги разбил их мечты, сказав, что находиться в бане можно не больше пяти минут. «Можно меньше», – добавил он с ядовитой улыбкой. Девочки, вздохнув и сделав глаза мокрых кошек, пошли ждать своей очереди стать… мокрыми людьми.

И вновь дорога
М-м-м, как вставать не хочеться! Но надо, опять делать зарядку, быстро есть, благодарить всё и всех, приютивших нас и, покидав вещи в багажник, ругаться всю дорогу с соседом за место возле окна. Но вот, наконец, поехали и «общение с соседом» заменяется сном, песнями, зарядом энергией, и хорошим настроением. И вот… Ура!!!

И вот уже Улан-Удэ
Да здравствуем мы! Вот и финиш – Улан-Удэ. Мы остановились во дворе турбазы «Багульник». Встретил нас Александр Самбуевич. Мы осмотрели двор, вздохнули и стали убирать территорию и ставить палатки на злосчастные... муравйники.
Их обитатели как-то не слишком обрадовались нам. Что было нам, как любителям природы, обидно. Особенно «повезло» Елене Панфило: у всех муравьи, как муравьи, а ей достались исключительные экземпляры, этакие а-ля кабанчики на шести ногах и с усами. Видно, пронюхала их разведка, что Елена Витольдовна любит сладкое, что это очень гостеприимный, щедрый человек, вот и заявились к ней в гости.
В Улан-Удэ посетили дацан. Ученик ламы рассказал нам о нем всё! Также мы выступили в лагерях«Огонёк» и «Берёзка», где зрители нас так радушно встретили, что нам было не просто расставаться. Также побывали в двух музеях – о истории и природы области и Улан-Удэ.

Доброе слово и воде приятно
Еще сводили в замечательный экоцентр, в котором нам поведали, что Байкал – это неизведанное живое существо!
Люди провели опыт: взяли три колбы воды из Байкала. На первую не воздействовали никак. На вторую ругались, включали дикую музыку, в общем, издевались. А с третьей спокойно разговаривали, хвалили, ставили классическую музыку. После того все три колбы заморозили. А потом рассматривали структуру замерзшей воды.
Льдинки первой колбы имели нормальное строение, второй – жесткий рисунок, неровный; а в третьей таким красивым узором расцвели!
Мы посетили дендропарк и зооуголок, а накормили нас так, что мы не «вышли» из-за стола, а выкатились.

Место, где нас любят
И вот пришло время возвращаться обратно. Назад ехали быстро, останавливаясь только переночевать.
В Кемерово мы высупили на круглом столе в том же Институте экологии. Было много уважаемых людей, которым интересны дела охраны природы.
А когда экспедиция уезжала, А.Н. Куприянов раздал всем ребятам книги «Природа Кузбасса, или Приключения кузнечика Кузи». Книга очень красочная, да еще и от автора – мы побежали брать автографы. Уезжая, многие плакали. Как сказала Галина Ивановна Боровских: «Ботсад нам, как дом. Знаем, что встретят и что любят. И как с домом – жалко расставаться».
Вот и пришел последний наш день в пути. Последний перегон Кемерово-Барнаул. Прямо «с колес» побежали выступать перед детьми из лагеря «Огонек». Зал был сложный, но в конце они танцевали вместе с нами. Да так, что пол ходил ходуном, а оставшихся сидеть в креслах качало, как на волнах.

Мы сделали это!
Эта экспедиция дала мне очень многое. Я поняла, что гланое «я», а «мы». Когда у «меня» что-то не получалось, мне помогали, и «вместе» все легко получалось. Не Я сделала, а МЫ.
Экспедиция дала мне огромный объём информации, которая пригодиться на протяжении всей моей жизни. Научила меня по настоящему любить природу. Я обрела много друзей, и оставила им частицу себя.
Всё было очень замечательно! От вечерних костров до утренних зарядок. От мягких кресел автобуса до твердой земли, что была нам желанней перин, когда валились с ног от усталости.
От палящих солнечных дней до дождливых ночей. От сухой дороги, которую топчем ногами, до реки, в которую бросаемся с головой. От крепкой руки друга, до хорошего нагоняя от вожатых.
И я верю, что мне сужденно попасть сюда ещё много-премного раз! Я буду очень стараться быть достойной быть участником следующей Экспедиции.