Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9 2010 г. (сентябрь 2010)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (177) 2010 год / 17 страница

17 страница. Новая тема. Давайте обсудим?!
Новая тема. Давайте обсудим?!
Колесова Е. В., к. п. н., Российский химико-технологический университет им. Д. И. МенделееваКолесова Е. В., к. п. н., Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
Целенаправленные разработки в области экологического образования (ЭО) ведутся в стране более 30 лет. При этом цели ЭО неоднократно менялись. Это: экологическое просвещение; забота об окружающей среде, формирование ответственного отношения; становление экологического мышления; формирование экологической культуры и экологоцентрического типа сознания; формирование экологических компетенций (для перехода к устойчивому развитию).

Целеполагание ЭО отражают потребности общества в экологической сфере на том или ином этапе развития и иллюстрируют и формируют некий образ (модель) человека («субъекта экологического образования»), который должен получиться «на выходе», при условии если педагогический процесс будет успешным.
Такая модель необходима для модернизации экологического образования на каждом этапе. Она должна послужить «калькой» для педагогического процесса, позволяющей понять, кого в конечном итоге общество хочет увидеть в качестве субъекта эффективного экологического образования.

Образ эколога - как цель и результат экологического образования



Каков он, Образ эколога ?
Кто он такой?
В России уже второй год 5 июня отмечался День Эколога, объявленный Указом Президента. В связи с этим особое внимание хочется уделить вопросам: «кто такие экологи?» и «какой образ эколога сформировался в нашем обществе?». И как экологическое образование влияет на формирование такого образа?
По различным данным, влияние образования на общество заметно по истечении 30-50 лет и формирующийся (или сформированный) в обществе образ эколога (и/ или экологически культурного человека) можно уже рассматривать в качестве одного из общественно значимых результатов ЭО, который является выражением возможности личностно и деятельностно-ориентированного решения экологических проблем.
Используя два таких понятия как «эколог» и «экологически культурный человек», будем иметь в виду, что «экологически культурный человек» - это этап на пути к «экологу» (профессионалу).

«Человек-невидимка»?
Как известно, в настоящее время в российском обществе вопросы экологического характера далеки от приоритетных. По данным Доклада о состоянии гражданского общества за 2008 г., в рейтинге основных вопросов, проблем и приоритетов экологическая проблематика занимает только 18 место, что отражает отсутствие интереса к экологической проблематике у взрослого населения страны в целом, даже, несмотря на серьезные экологические проблемы отдельных территорий (и даже регионов). Это подтверждается также и рядом опросов, проведённых на различных форумах в интернете. Образ эколога лишь абстракция: «человек-невидимка».
«Когда нам нужен врач мы идем в больницу, когда автослесарь - едем в автосервис, а когда эколог - куда мы идем? Где его найти? А он никому и не нужен. Потому, что он работает на всё общество, только общество может его создать и потребовать. Для большинства - эколог - это человек, который всем мешает и получает за это деньги» (с форума).
«Эколог на предприятии - специалист, который грамотно может «отмазать» предприятие от штрафов за экологические нарушения» (с форума).
Говоря об образе эколога, тут же возникают следующие вопросы: «Чем эколог отличается от всех остальных?» и «Что может делать эколог и человек высокой экологической культуры?»
Экологически культурному и грамотному человеку достаточно трудно реализовать свою культуру. Возможность его деятельности часто сводится к участию в субботниках по уборке территории, экономии воды и электроэнергии. Даже раздельный сбор мусора, который «вяло» пропагандируется, например, в Москве становится безнадёжным при ближайшем рассмотрении дальнейшей организации этого процесса.
А что может эколог-профессионал? Какой он?

Его образ
Представляется, что это ещё не разработанное, но очень важное для нашей страны имиджевое направление. Поскольку в настоящее время имидж эколога остается приблизительно таким: «человек с не совсем уравновешенной психикой, постоянно скандалящий и протестующий», в то время как необходимо делать образ эколога привлекательным, что вызовет доверие общества к экологам (и всему, что связано с экологической проблематикой) и позволит быстрее и эффективнее решать различные экологические проблемы.
Согласно опросу, проведённому среди ведущих учёных России в области экологического образования, эколог - это человек «не только получающий и использующий знания, но и живущий в данной сфере»; «видящий связи там, где другие их не видят»; «имеющий в приоритетах нравственные духовные ценности и отношение к природе»; «эколог в душе»; «человек, готовый и способный на инновации в этой области»; «это синтез натуралиста, любящего и понимающего природу, а также успешного коммуникатора, который любит и понимает людей»; «способный «зажечь» своей идеей окружающих»; «человек будущего сейчас».
Особый интерес вызывает образ эколога, представленный в работах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (2009), поскольку олимпиада всегда - это отбор лучших, тех, кто «максимально в теме». Олимпиада помогает воспитывать готовность школьника к самореализации в сфере экологии и способствует формированию экологоориентированного типа личности, который, в определённой степени может служить своего рода «моделью» эколога. По их мнению, эколог это:
• «ангел-спаситель Земли»;
• «хранитель Земли»;
• «Земля - единственный дом и если бы не экологи, его бы уж давно не было»;
• «Эколог должен всё уметь иначе жизнь исчезнуть может»;
• «Эколог всея Руси – это: 1. Разносторонний (хочу всё знать и всё уметь, но быть отличным специалистом в своей области); 2. Восторженный (не утративший способности удивляться миру); 3. Добрый (без любви к природе нет ученого-эколога); 4. С чувством юмора; 5. Довольный жизнью (всеми её сторонами)».
• «Человек, стоящий на пути к разумному будущему»;
• «Птица-Феникс, распростершая свои крылья над планетой, олицетворяет экологов всего мира. Она возрождает природу и залечивает раны».

Мнение. Как сделать его привлекательнее?
Екатерина Палушкина, студентка кафедры «Связь с общественностью» АлтГУ, волонтер МОО «Экологический клуб»Почему-то каждый думает, что происходящие изменения в природе его не касаются, что конкретно он не сможет повлиять на происходящее и поэтому не стоит и пытаться. Именно с такими стереотипами приходится сегодня бороться нашим экологам.
Безразличие и непонимание того, к чему такое безразличие может привести – вот камень преткновения, с которым сталкиваются различные экологические объединения. Это одна сторона проблемы.
Другая - в том, что имидж экологических организаций воспринимается сегодня неоднозначно. Зачастую к экологам относятся даже враждебно. Экологические бунтари, вроде Greenpeace, время от времени даже устраивают предаварийную обстановку при перевозке ядерного топлива (особенно отработанного), чтобы хоть как-то помешать этому. Вследствие подобных скандалов развился дефицит доверия к экологам-общественникам.
А ведь именно общественная поддержка помогает продвинуть идею, программу, сделать известным и надежным имя организации, расширить круг участников программы, получить новые интеллектуальные и ресурсные импульсы к развитию деятельности.
Что необходимо сделать, чтобы образ эколога стал привлекательнее?
Тем, кто хочет защищать природу профессионально, необходимо использовать инструменты, позволяющие на высоком уровне и рационально решать вопросы, связанные с управлением имиджем экологической организации.
К таким инструментам мы относим паблисити и PR-деятельность в целом.
Экоорганизации, как и любой другой компании, необходимо завоевывать доверие к своей деятельности со стороны общественности. Здесь важно формирование и паблисити – широкой позитивной известности организации, где главное, чтобы как можно больше представителей разных аудиторий слышали о добрых деяниях экологической организации, а не только волонтеры и сторонники, и имиджа – то, как организация себя позиционирует и какой желает выглядеть в глазах общественности. Им особенно важно заниматься формированием имиджа, репутации и паблисити.
Екатерина ПАЛУШКИНА, студентка кафедры «Связь с общественностью» АлтГУ, волонтер МОО «Экологический клуб»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©