Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №5 (май) 2015 год


А вы знаете, что....
При улыбке у человека "работают" 17 мускулов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№5 (233) 2015 год / 22-23 страница



Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края
Официально.
Управление природных ресурсов и нормирования

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Данный федеральный закон содержит положения, касающиеся широкого круга вопросов государственного регулирования природоохранной деятельности. Это и реформирование природоохранного нормирования, и внедрение наилучших доступных технологий и комплексных экологических разрешений, в частности, категорирование объектов хозяйственной и иной деятельности в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и соответствующая дифференциация обязательных экологических требований к ним, введение единой государственной системы учёта объектов хозяйственной и иной деятельности, законодательное регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, создание системы экономического стимулирования при осуществлении природоохранных мероприятий.


Изменение федерального законодательства
в области охраны окружающей среды и обращения с отходами


При регулировании указанных вопросов Федеральный закон касается и вопросов обращения с отходами производства и потребления.
В законе (ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды») устанавливается, что в части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.

Плата за размещение
Таким образом, законом окончательно разрешается вопрос о том, кто должен вносить плату за размещение отходов производства и потребления: природопользователь, в чьей деятельности такие отходы образуются, или владелец объекта размещения отходов. При этом установлено, что плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В законе установлены стимулирующие поправочные коэффициенты, применяемые при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления. Применительно к обращению с отходами установлены следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 – за объём или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 – за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчётностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 – за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Таким образом, данным законом в пять раз по сравнению с действующим регулированием увеличивается размер платы за сверхлимитное размещение отходов.

Новая норма
Важной является норма закона о том, что при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.
Данная норма является новой в правовом регулировании в сфере обращения с отходами и позволяет не вносить плату за негативное воздействие, если будет установлен факт отсутствия негативного воздействия на окружающую среду от объекта размещения отходов.
Законом предусматривается оказание природопользователям мер государственной поддержки, в том числе при установке оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.

Изменения
Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части нормирования размещения отходов с учётом установления дифференцированного подхода к объектам хозяйственной и иной деятельности.
Устанавливается, что лимиты на размещение отходов разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, лимиты на размещение отходов устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка лимитов на размещение отходов и представление отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Кроме того, устанавливается, что производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Коэффициенты
к ставкам

В переходных положениях закона на период с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2019 г. применительно к отходам производства и потребления установлено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 – за объём или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 – за объём или массу размещённых отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчётностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 5 – за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объёма или массы отходов производства и потребления, указанных в отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Меры государственной поддержки
используемые для развития системы обращения с отходами


пособие «Обращение с отходами производства и потребления»Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края выпустило методическое пособие «Обращение с отходами производства и потребления». Данная брошюра освещает очень важные вопросы природоохранного законодательства и практики. Именно поэтому сегодня мы решили познакомить широкий круг наших читателей, прежде всего – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления, профессиональных экологов и руководителей предприятий, с рядом статей из этого методического издания. Над пособием работали В.Р. Бротцман, Т.П. Буторина, В.П. Кунц, С.А. Бетц, А.О. Козырева.
В данном пособии рассмотрены правовые основы обращения с отходами производства и потребления, даны основные понятия и термины в этой области, приведены направления развития системы обращения с отходами в муниципальных образованиях и примеры мер государственной поддержки, используемых для развития системы обращения с отходами в Алтайском крае.

В настоящее время на территории Алтайского края сформирована стабильная система поддержки инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, в рамках которой оказывается поддержка, в том числе и проектам, затрагивающим сферу обращения с отходами.
Поддержка оказывается в виде следующих форм:
1. Микрозаймы;
2. Поручительства Алтайского гарантийного фонда для привлечения кредитов;
3. Субсидии на компенсацию затрат на приобретённое оборудование по договорам лизинга;
4. Субсидии действующим инновационным компаниям;
5. Субсидирование затрат на технологические инновации и др.
В том числе поддержка оказывается в рамках конкурсов и грантов.

Гранты Губернатора в сфере экологииГрант Губернатора Алтайского края в сфере экономики по направлению «Чистый муниципалитет»
С 2011 года в крае выделяется специализированная финансовая поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами – по направлению «Чистый муниципалитет» в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики. Порядок предоставления грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики (утв. указом Губернатора Алтайского края от 28.05.2014 № 71) представлен в Приложении 4.
За 2011-2014 годы по вышеуказанному направлению поддержку получили 14 проектов с объёмом финансирования 16,25 млн. руб. за счёт средств краевого бюджета.
Приоритетными мероприятиями по данному направлению являются:
1. Организация сбора и переработки вторичных материальных ресурсов, в том числе создание пунктов раздельного сбора отходов.
2. Создание и оборудование пунктов приёма и переработки отходов производства и потребления.
3. Приобретение специальной техники и оборудования.
4. Оборудование объектов размещения отходов.
5. Производство и установка контейнеров для хранения и накопления отходов.
В 2014 году по направлению «Чистый муниципалитет» реализовано четыре инвестиционных проекта в сфере обращения с отходами, ставших победителями конкурса в 2013 году:
1. ООО «ЛИКА», проект «Чистый Алтай» направлен на создание системы сбора и вывоза бытовых отходов в сельских поселениях Волчихинского района, приобретение мусоровоза с боковой загрузкой, подготовку площадок для установки контейнеров, ограждение контейнерных площадок.
2. ООО «Ремонтно-строительный участок», проект «Сбор, переработка и утилизация твёрдых бытовых отходов, установка контейнерных площадок», которым предусмотрен сбор и вывоз отсортированных отходов от населения и организаций Топчихинского района, переработка пластика и макулатуры.
3. ИП А.А. Лесюков, проект «Создание мобильного комплекса сортировки и прессования твёрдых бытовых отходов» – установка мобильного комплекса по сортировке и прессованию отходов с последующей реализацией фракции вторичного сырья.
4. ИП А.В. Белов, проект «Совершенствование технического оснащения пункта приёма отходов», которым предусмотрено приобретение автомобиля и погрузчика для транспортирования брикетов из вторичного сырья, а также дробилки для измельчения отходов.
В 2014 поддержку получили три проекта:
1. ООО «Энергоресурс», проект «Экономическое обоснование проекта модернизации технической базы компании по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов ООО «Энергоресурс».
2. ИП А.А. Ченбулашкин, проект «Организация сбора, вывоза и сортировки ТБО у населения в сельской местности и городском частном секторе ИП А.А. Ченбулашкиным».
3. ООО «Эдем», проект «Переработка и утилизация ТБО, установка контейнерных площадок для сбора мусора на территории с. Быстрый Исток».
По вопросам грантов по направлению «Чистый муниципалитет» можно проконсультироваться в Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края и Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края.
С более подробной информацией о формах и условиях предоставления государственной поддержки за счёт средств краевого бюджета можно ознакомиться у специалистов органов исполнительной власти Алтайского края, контактная информация которых представлена в таблице:



Из Введения
Всё то, что производится, добывается и потребляется, рано или поздно превращается в отходы. Все образующиеся отходы делят на отходы производства и потребления, которые могут находиться в газообразном, жидком, пастообразном или твёрдом состоянии, представляя собой различную степень опасности и токсичности для окружающей природной среды и человека.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы.
В последние годы значительно возросло количество отходов, приходящееся на одного жителя, а также изменился морфологический состав отходов, в котором значительную долю занимают упаковочные материалы.
На всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления. Негативное воздействие отходов на природные экосистемы и здоровье человека чрезвычайно разнообразно и зачастую проявляется через многие десятки лет. Кроме непосредственного загрязнения земель, превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, атмосферном воздухе, грунтовых водах и поверхностных водных объектах, деградации экосистем и ухудшения санитарного благополучия населения, захоронение отходов, пригодных для вторичной переработки, наносит значительный экономический ущерб экономике.
В последние годы в Алтайском крае наблюдается увеличение предпринимательской активности в сфере обращения с отходами, однако все проекты носят локальный характер, инициаторы практически не имеют опыта, а зачастую и разрешительной документации, а также собственных или привлечённых инвестиционных ресурсов.
В целом, по оценкам экспертов, фактически речь идёт о создании новой отрасли экономики в России, что сопряжено с соответствующими рисками и проблемами. Сфера обращения с отходами отличается сложностью нормативного правового регулирования.

Словарь
Основные понятия, термины, определения, используемые при обращении с отходами.
Сфера обращения с отходами регулируется значительным числом нормативных правовых актов, в которых используется множество понятий и терминов. В данном разделе приводятся определения основных понятий с указанием одного из следующих источников:
1 – Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2 – Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст).
3 – ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения».
4 – Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Безвозвратные отходы (потери) – отходы производства, которые невозможно, нецелесообразно (неэффективно) или недопустимо использовать повторно [2].

Безопасные отходы – отходы, существование которых и (или) обращение с которыми в определённых условиях и в определённое время признаны безопасными для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды [2].

Биологические отходы – биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности [2].

Бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения [2].

Взрывоопасные отходы – отходы, смеси отходов, содержащие химические вещества, способные к химической реакции с выделением газа такой температуры и давления и с такой скоростью, что это вызывает взрыв [2].

Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов [1].

Демеркуризация отходов – обезвреживание отходов, заключающееся в извлечении содержащейся в них ртути и/или её соединений [2].

Древесные отходы – отходы, образующиеся при заготовке, обработке и переработке древесины, а также в результате эксплуатации изделий из дерева [2].


Общая информация


Сведения

Все образующиеся отходы делят на отходы производства и потребления, которые могут находиться в газообразном, жидком, пастообразном или твёрдом состоянии 
Сведения

Негативное воздей­ствие отходов на природные экосистемы и здоровье человека чрезвычайно разнообразно и зачастую проявляется через многие десятки лет
     

Заметки

Данным Законом в пять раз по сравнению с действующим регулированием увеличивается размер платы за сверхлимитное размещение отходов 
Заметки

Законом окончательно разрешается вопрос о том, кто должен вносить плату за размещение отходов производства и потребления
     

Заметки

В 2014 году по направлению «Чистый муниципалитет» реализовано четыре инвестиционных проекта в сфере обращения с отходами 
Заметки

С 2011 года в крае выделяется специализированная финансовая поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами – по направлению «Чистый муниципалитет»
     

Словарь

Демеркуризация отходов – обезвреживание отходов, заключающееся в извлечении содержащейся в них ртути и/или её соединений 
Словарь

Зола – несгоревший остаток, образовавшийся в результате сгорания органического вещества


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©