Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 (ноябрь-декабрь) 2015 год


А вы знаете, что....
Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2015 год
№11-12 (239-240) 2015 год / 24-25 страница



Краевой этап школьного конкурса научно-исследовательских работ

6 ноября в читальном зале Алтайского государственного аграрного университета прошёл краевой этап конкурса учебно-исследовательских работ школьников «Дети Алтая исследуют окружающую среду». В нём приняли участие 45 детей – победителей окружных этапов из шести городов и 17 районов Алтайского края. Учащиеся представили результаты своих исследовательских работ в трёх номинациях: экология, биология и краеведение. Мероприятие организовал Алтайский краевой детский экологический центр совместно с Главным управлением образования и молодёжной политики Алтайского края при поддержке Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, газеты «Природа Алтая», краевой экологической общественной организации «Моя малая родина».

Дети Алтая исследуют окружающую среду



Главной целью конкурса организаторы ставили привлечение детей к работе по изучению экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Напутствия специалистов
Гостей и участников конкурса приветствовала старший инспектор отдела воспитания и дополнительного образования Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края Наталья Батлук:
– Тот багаж, который вы приобретаете за исследованием окружающего мира, – настоящая ценность для вас как для будущих студентов. Умение определить цели и задачи, ставить эксперименты и анализировать их результаты, успешно защищать свой труд – важные и нужные навыки. Очень хочется верить, что в том зале сегодня сидят будущие Ломоносовы и Ползуновы. И кто, как не мы, сделает нашу Родину лучше?
Главный специалист отдела ООПТ Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Елена Скачко поблагодарила ребят за труды и помощь управлению:
– Исследовательская работа, проводимая в районах, является базой, на которой строится работа управления природных ресурсов. Есть реальные примеры, когда работа школьников привела к созданию памятников природы. Это, например, горы Берёзовая и Вересковая в Алтайском районе. Благодарим вас и за работу с краснокнижными растениями. Для нашего управления это также важный момент, потому что мы занимаемся распространением информации о нахождении этих видов.
Проректор по учебной работе Алтайского государственного аграрного университета Иван Косачёв пожелал ребятам удачи в защите проектов:
– Сейчас вы делаете первые шаги в науку, закладываете фундамент, на котором в дальнейшем можете построить свою карьеру. Надеемся, что многие из тех ребят, кто останется в Алтайском крае, выберут наш вуз. Такие пытливые и трудолюбивые люди, ещё и стремящиеся к знаниям самостоятельно, нам нужны.
Доктор биологических наук, профессор и председатель жюри в номинации «Экология» Виталий Рассыпнов также сказал несколько приветственных слов:
– Вы посвящаете свои исследования окружающей природе, и вы правы! Наш край во многом уникален, здесь есть что изучать и есть чем гордиться. Это плодородные почвы, климат, который позволяет выращивать весь набор сельскохозяйственных культур, географические особенности, памятные места. Поле деятельности для вас огромное. Главное – не останавливайтесь на этом этапе, продолжайте работать, пробуйте свои силы и в других конкурсах, сотрудничайте с учёными, педагогами и между собой.
Официально краевой этап конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду» открыл директор Алтайского краевого детского экологического центра Игорь Марискин. Он пожелал всем школьникам удачных выступлений и новых интересных исследований.
Далее ребята, педагоги и жюри разошлись по аудиториям. В каждой из них слушались доклады по номинациям «Экология», «Биология» и «Краеведение».
Председателем жюри в номинации «Экология» был доктор биологических наук, профессор Виталий Рассыпнов, в номинации «Биология» – доктор биологических наук, профессор Нина Овчаренко, в номинации «Краеведение» – кандидат исторических наук Оксана Сидорова. Среди членов жюри – преподаватели вузов, АКДЭЦ и АКЦДЮТиК, специалисты Главного управления природных ресурсов, представители общественных организаций.

Алёна Моисеева Алёна Бушина Секция «Экология»
Птицы и снег
Работу секции «Экология» с исследовательской работой на тему: «Влияние физико-географического положения на видовой состав птиц окрестностей села Майорка Чарышского района» открыла ученица Майорской школы Чарышского района Алёна Моисеева. К этому проекту школьница обратилась из-за отсутствия точной информации по интересующей теме.
Вместе со своими товарищами и под руководством педагогов школьница изучала окрестности своего села, находя и фотографируя птиц, а затем с помощью справочника «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» В.К. Рябицева определяла их видовую принадлежность. При затруднениях девочка обращалась к алтайским орнитологам – Олегу Гармсу и Алексею Эбелю.
– Одним из современных источников информации для орнитологов является справочник-определитель «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» В.К. Рябицева. Правда, автор сам признаёт, что не все опубликованные им сведения абсолютно точны, а многие виды птиц плохо изучены. Поэтому все материалы, собранные за время нашего исследования, переданы алтайским специалистам. Кроме того, эти данные можно увидеть на информационном ресурсе «Птицы Сибири», – пояснила Алёна.
Не всех встреченных птиц ей удалось сфотографировать. Распознаны же по итогам исследования 74 вида из девяти отрядов. Так, например, выяснилось, что в окрестностях села Майорка Чарышского района представители отряда водоплавающих немногочисленны, а вот дневных хищников и дятлообразных много. Примерно половина встреченных птиц осталась зимовать в Алтайском крае.
Из «краснокнижников» девочке встретились пять видов – беркут, могильники, большая белая цапля, чёрный гриф и степной лунь. По итогам работы Алёны составлена брошюра «Птицы окрестностей села Майорка Чарышского района, занесённые в Красную книгу Алтайского края». В ней содержатся фотографии и описание птиц.
Ещё одним участником секции «Экология» стал ученик гимназии № 27 им. Героя Советского Союза В.Е. Смирнова.
Это Пётр Сухачёв с работой «Изучение формы рельефа снежного покрова с целью создания комфортной среды обитания для жизни человека в зимнем городе».
Каждые десять дней Пётр со своими помощниками измерял высоту снежного покрова на экспериментальной площадке – стадионе гимназии № 27, при этом фиксируя изменения погодных условий. Такие наблюдения помогут использовать большую часть территории учебного заведения в зимнее время как для учебного процесса, так и для комфортного отдыха или спортивного времяпрепровождения жителей микрорайона, считает школьник. По этому проекту он вёл работу в течение зим 2013-2014 и 2014-2015 годов.
– Наблюдения и измерения велись по двум направлениям: контроль высоты снежного покрова и формирование его с условием особенностей рельефа. Мы выяснили, что во все годы наблюдений формы рельефа снежного покрова были образованы метелями в декабре и январе. В городской среде формы снежного покрова разнообразнее и сложнее, чем в естественной среде, – рассказывает Пётр. – Исследования помогли сформировать рекомендации по установлению барьеров от снежных наносов и высадке кустарников на пришкольном участке.

Секция «Биология»
Адонис пушистый и сорняки
В секции «Биология» Анастасия Уракова из Сунгайской школы им. Ю.И. Дубова Кытмановского района представила работу «Развитие адониса пушистого в условиях Присалаирской зоны и возможности его индукции». Учебная группа, работавшая над этим проектом, наблюдала с 2012 года особенности роста адониса (он занесён в Красную книгу Алтайского края) на территории частной земли, фиксируя каждый этап.
– По мере созревания мы собирали семена адониса пушистого. Половину высевали в августе, другую – после стратификации холодом. Месяц выдерживали под снегом, всходов не было, – рассказывает Анастасия.
В своих работах ребята опирались на данные учёных Горного Алтая по исследованию интродукции адониса пушистого. Весной 2014 года молодые побеги перенесли с частной земли на приусадебный участок школы. Все растения принялись, но цветы были меньше обычных, а семян образовалось очень мало. В 2015 году сроки развития адониса примерно совпадали со сроками его развития в природе в 2012-2013 годах. Так ребята сохранили популяцию.
– Сейчас мы готовим документы для создания особо охраняемой территории местного значения. Выберем подходящий участок и пересадим адонис в естественную среду.
Ещё одна ученица Сунгайской школы – Алёна Бушина – выступила на конкурсе с работой на тему: «Сорные растения земель Сунгайского сельского совета».
В Кытмановском районе около 20 000 гектаров пашен перешли в категорию бросовых земель. Постепенно они стали рассадниками всевозможных сорных растений. Поэтому здесь усиливается процесс засорения посевов и почвы ближайших к этим территориям мест. Своей задачей Алёна поставила определение видового состава сорняков и динамики изменения их состава. Над проектом девочка трудилась в 2012-2013 годах.
– На большей части территории паров в районе господствуют стержневые однолетние растения. Это ромашка непахучая, мелколепестник канадский, вьюнок полевой, сурепка обыкновенная и другие. В целом было обнаружено 68 видов растений. Более 70% из них – семейства сложноцветных, бобовых, маревых, амарантовых. В посевах пшеницы и ячменя, где проводились обработки гербицидами, список сорной флоры меньше – 32 вида. Лидируют сложноцветные, злаки, бобовые и крестоцветные, – рассказывает о своей работе Алёна.
Такие же исследования она произвела ещё на нескольких территориях – на приусадебных участках, пустырях, вдоль дорог.
– Учёные Западно-Сибирского государственного проектного института по землеустройству, проводившие исследования на этих полях в 1985 году, выделили основные здешние сорняки. Это осок полевой, полынь обыкновенная, вьюнок полевой, овсюг обыкновенный и другие. Первые три вида отметили и ребята Сунгайской школы. Появились и новые виды – сурепка, порей ползучий, хвощ полевой и др. В целом обнаружен 121 вид сорных растений, – подвела итоги Алёна.

Секция «Краеведение»
Исчезнувшее село и история семьи
В секции «Краеведение» среди прочих была представлена работа Анны Артемьевой из Шипуновской школы им. А.В. Луначарского об исчезнувшем селе района – Михайловке:
– Со времени образования района в 1924 году здесь исчезло 27 сёл и деревень. Среди них и село Михайловка. Я заинтересовалась информацией о том, как и почему оно прекратило своё существование, его историей и жителями. Оказалось, что исследований по этой теме нет.
Анна собирала и систематизировала всю имеющуюся информацию по селу Михайловка – архивы районного краеведческого музея, фотографии в личных архивах людей, искала семьи, проживавшие в селе при его существовании, чтобы получить воспоминания очевидцев.
– Михайловка – одно из старейших сёл Шипуновского района. Возникло оно в 1906 году и исчезло в связи с укреплением сельских поселений и отсутствием в нём комфортных для людей условий, – рассказала школьница. – Из разговоров с прежними его жителями стало понятно, почему село так названо. Дело в том, что первые жители Михайловки въехали в свои дома на церковный праздник Михайлов день, – поделилась полученными сведениями Анна.
Школьнице удалось собрать множество интересной информации о каждом периоде истории исчезнувшего села и его жителях. Среди них доктор технических наук и действительный член Академии естествознания Алексей Буев, доктор сельскохозяйственных наук Григорий Стецов и другие. Результаты исследования Анна передаст в районный краеведческий музей.
Никита Осипов из Гальбштадтской школы рассказал и показал презентацию об истории своего рода.
– Наверняка каждый, кто любит своих родных и близких, хочет узнать о них как можно больше. Я не исключение. Моя родословная богата событиями и яркими людьми, поэтому мне захотелось поделиться этой историей с другими, – пояснил Никита.
С детства школьник узнавал историю своих предков по рассказам мамы и бабушки. В его семье хранят информацию о предках вплоть до седьмого колена. Постепенно Никита и сам стал работать над архивами, газетными материалами и фотографиями. Он уже описывал трудовой путь своего деда.
– Это исследование важно в первую очередь для меня, потому что я стану хранителем рода и памяти и смогу рассказать уже свом детям, что нам есть кем гордиться, – говорит Никита. – Думаю также передать эти исследования в районный отдел краеведческого музея.
По итогам работы школьник создал семейную книгу.

Цели достигнуты
– Поставленные нами цели, считаю, достигнуты. 45 участников – это очень хороший показатель, на мой взгляд. Такие мероприятия обязательно должны проходить, потому что дети занимаются исследованиями. Это очень серьёзный многомесячный, а иногда и многолетний труд. Ребята приобретают навыки работы с литературой, документами, изучают методы ведения работы. Так складывается определённый тип мышления, когда ребёнок задаёт вопрос и может сам же найти на него ответ. Исследователи всегда востребованы в любой сфере – будь то экология, биология, химия или что-либо другое. Главное – верный подход к детской мысли, направить в нужное русло, – прокомментировал мероприятие Игорь Марискин.

Ирина ШИЛЬРЕФ
Фото автора


Победители
В секции «Экология» было представлено 14 учебно-исследовательских работ. Призовые места распределили следующим образом:
1-е место – Анна Чеховская, 10-й класс МБОУ «Кытмановская СОШ № 1» Кытмановского района, с исследовательской работой на тему: «Редкие растения окрестностей села Кытманова».
2-е место – Александр Бороздин, 8-й класс МБОУ ДОД «Троицкий ДЮЦ» Троицкого района, с исследовательской работой на тему: «Экологическое состояние зелёных насаждений парка «Ёжкин» с. Троицкое».
2-е место – Дарья Янгелева, 7-й класс МОУ «Титовская ООШ» Егорьевского района, с исследовательской работой на тему: «Изучение популяции венерина башмачка».
3-е место – Алёна Моисеева, 7-й класс МКОУ «Майорская ООШ» Чарышского района, с исследовательской работой на тему: «Влияние физико-географического положения на видовой состав птиц окрестностей села Майорка Чарышского района».
3-е место – Ольга Гоменюк, 7-й класс МБОУ «Тюменцевская СОШ» Тюменцевского района, с исследовательской работой на тему: «Исследование биоразнообразия Кулундинского заказника».
В секции «Биология» было представлено 16 учебно-исследовательских работ. Призовые места заняли:
1-е место – Наталья Бердюгина, 8-й класс МБОУ «Сарасинская СОШ» Алтайского района, с исследовательской работой на тему: «Изучение белки-летяги в естественных условиях в ареале Лог Арбанак».
2-е место – Владимир Каменёк, 11-й класс МБОУ «Лицей № 2» г. Барнаула, с исследовательской работой на тему: «Изучение особенностей распространения, численности и экологии настоящих ящериц, обитающих в окрестностях районного центра Чемал Республики Алтай».
2-е место – Дарья Панькова, 9-й класс МКОУ «Ключевская ООШ» Тюменцевского района, с исследовательской работой на тему: «Изучение видового состава птиц окрест¬ностей села Ключи Тюменцевского района Алтайского края».
3-е место – Алёна Бушина, 8-й класс МБОУ «Сунгайская СОШ им. Ю.И. Дубова» Кытмановского района, с исследовательской работой на тему: «Сорные растения земель Сунгайского сельского совета».
3-е место – Ксения Сухорукова, 6-й класс КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр» г. Барнаула, с исследовательской работой на тему: «Изучение видового разнообразия млекопитающих Тигирекского заповедника по данным фотоловушек».
3-е место – Антон Митяев, 11-й класс МБОУ «Новороссийская СОШ» Рубцовского района, с исследовательской работой на тему: «Влияние биологических препаратов на рост и развитие новых сортов яровой пшеницы селекции АНИИСХа».

В секции «Краеведение» было представлено 15 учебно-исследовательских работ. Победителями в этой номинации стали:
1-е место – Валерия Новосёлова, 11-й класс МБОУ «Семёновская СОШ» г. Славгорода, с исследовательской работой на тему: «Усадьба украинских переселенцев на территории сельских поселений г. Славгорода Алтайского края в первой половине ХХ века».
2-е место – Станислав Карапетян, 11-й класс МБОУ «Кадетская школа» г. Бийска, с исследовательской работой на тему: «Классификация палеонтологического материала поселения Новоильинки – VI по итогам 2013-2015 годов».
2-е место – Анастасия Фатуева, 6-й класс МБОУ ДОД «ЦДТ», объединение «Глобус», МБОУ «Лицей «Бригантина» г. Заринска, с исследовательской работой на тему: «Восстановление палеогеографической обстановки Кытмановского района Алтайского края по останкам древних животных».
3-е место – Александра Каркавина, 6-й класс МБОУ «Косихинская СОШ» Косихинского района, с исследовательской работой на тему: «Топонимы села Косиха».
3-е место – Анна Артемь¬ева, 8-й класс МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского» Шипуновского района, с исследовательской работой на тему: «История исчезнувшего села Михайловка Шипуновского района».
3-е место – Никита Осипов, 7-й класс МБОУ «Гальбштадтская СОШ» Немецкого национального района, с исследовательской работой на тему: «История моего рода».

Благодарности
В секции «Экология» благодарностью жюри отмечены работы Марии Абрамовой «Оценка качества питьевой воды г. Барнаула» и Анастасии Латкиной «Влияние несанкционированных свалок на экологическое состояние почв».
В секции «Краеведение» благодарность от жюри по праву заслужили работы Екатерины Прохоренко «Его величество Утюг» и Евгения Кравченко «В глубине седых веков Алтая», в которых отмечены не только личный вклад автора, но и практическая значимость исследований.
В секции «Биология» благодарностью жюри отмечены работы Марии Ермаковой «Краснокнижные растения окрестностей с. Соловьихи» и Андрея Свиридова «Влияние азотных удобрений и различных способов посева на урожай гречихи».


Общая информация


Цитата

Наталья Батлук:
«Очень хочется верить, что в этом зале сегодня сидят будущие Ломоносовы и Ползуновы. И кто, как не мы, сделает нашу Родину лучше?»
 
Цель

Главной целью конкурса организаторы ставили привлечение детей к работе по изучению экологического состояния окружающей среды и участию в решении природоохранных задач
     

Экопроект

Есть реальные примеры, когда работа школьников привела к созданию памятников природы. Это, например, горы Берёзовая и Вересковая в Алтайском районе 
Цитата

Иван Косачёв:
«Надеемся, что многие из тех ребят, кто останется в Алтайском крае, выберут наш вуз»
     

Персона

Алёна Моисеева составила брошюру «Птицы окрестностей села Майорка, занесённые в Красную книгу Алтайского края». В неё вошли беркут, могильники, большая белая цапля, чёрный гриф и степной лунь 
Заметки

В Кытмановском районе около 20 000 гектаров пашен перешли в категорию бросовых земель. Постепенно они стали рассадниками всевозможных сорных растений
     

Словарь

Первые жители Михайловки въехали в свои дома на церковный праздник Михайлов день – отсюда и название села 
Цитата

Никита Осипов:
«Я стану хранителем рода и памяти и смогу рассказать уже своим детям, что нам есть кем гордиться»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©