Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№7-8 (199-200) 2012 год / Страница 35
Школьные лесничества Школьное лесничество «Formica» (лат. – муравей, прим. автора) уже на протяжении четырех с половиной лет осуществляет активную природоохранную деятельность, направленную на изучение и сохранение заказника «Залесовский». Работа выстроена в рамках программы Геблеровского экологического общества «Усынови заказник».
«Муравьи» на страже природы Школьным лесничеством накоплен бесценный опыт эколого-просветительской и практической природоохранной работы не только со школьниками, но и с односельчанами. В работе «Formica» можно выделить три основных направления: 1. Исследования, направленные на изучение природы Залесовского заказника, выявление ценных экосистем и природных объектов, редких и исчезающих видов растений и животных; 2. Просвещение – проведение просветительских кампаний, акций, выступление агитбригад, изготовление и распространение информационных листовок, работа со СМИ. 3. Практические мероприятия – лесовосстановление, изготовление и установка искусственных гнездовий, кормушек.
Питомник На базе Залесовской школы №2 организован небольшой питомник, для выращивания саженцев сосны сибирской (кедр). На данный момент школьным лесничеством освоен полный цикл выращивания кедра – от ореха до саженца. Всю работу – посев, прополку, полив – ребята осуществляют совместно с руководителями, выращивая ежегодно около 500 молодых кедров. В возрасте 3-4 лет, когда саженцы уже достаточно окрепнут и достигнут в высоту 30-40 см, они становятся в состоянии конкурировать с травой и хорошо приживаются. Осенью школьники высаживают их на своей подшефной территории – в заказнике. Как показывает многолетний опыт, осенняя высадка положительно влияет на приживаемость: выживает 90%. За время существования школьного лесничества, ребятами высажено более 2 000 саженцев, налажено плодотворное сотрудничество с егерем заказника.
На уроках и в «поле» На уроках технологии и занятиях кружков дети учатся обрабатывать древесину, работать с инструментами. Здесь они стараются применить свои навыки на благо природы – изготавливают множество моделей искусственных гнездовий: синичники, трясогузочники, гоголятники, совятники. Кроме того несколько раз изготавливали платформы для водоплавающих и хищных птиц. Часть этих домиков школьники устанавливаются в лесополосах, колках, на озерах Залесовского района, но основное место, это, конечно же, подшефная особо охраняемая природная территория – заказник. Часто в школе старшеклассники готовят и проводят для малышей и учеников среднего звена мероприятия, посвященные экологическим датам, таким как «День птиц», «Первоцвет» и др. Учителя готовят викторины и проводят конкурсы и праздники просветительского характера, в ходе которых ребята показывают свои знания о родной природе. С большим интересом всегда проходят кинопоказы с учебными и документальными фильмами экологической направленности: «Тайны Салаирского кряжа», «Жизнь соснового леса», «Живая природа».
Опросы Члены школьного лесничества проводят эколого-социальные опросы среди местного населения. В ходе анкетирования школьники выявили низкий уровень осведомлённости жителей об экологических проблемах своего района. Один из последних опросов касался проблемы неконтролируемых сельскохозяйственных палов. В работе лесничества этому блоку уделяется особое внимание: каждую весну и осень школьники проводят встречи с главами муниципалитетов, руководителями и работниками крестьянских и фермерских хозяйств. В ходе встреч рассказывают о тех последствиях для природы, которые вызывает огонь, когда он остается без надлежащего контроля со стороны человека, передают информационные листки и наклейки. Кроме того ребята под руководством педагога проводят исследования территорий, подвергшихся пожару: измеряют площадь, описывают последствия для экосистем, стараются выявить причину; если группа обнаружила пожар во время рейда, об этом сообщается в соответствующие специальные службы.
Воспитание Разностороннее и полноценное развитие личности в современном мире невозможно без экологического воспитания. В Залесовской школе № 2 экологическое воспитание происходит на всех ступенях обучения: от начальных до выпускных классов. Ни штрафы, ни суды не смогут сделать человека экологически ответственным, только воспитание с детства и кропотливый труд учителей смогут «разбудить» и развить в душе маленького человека любовь к Родине в самом широком смысле этого слова. Если ребенок сам вырастил дерево, то став взрослым он будет ценить лес; развешивая гнездовья и кормушки, дети учатся помогать птицам и животным. Гуманизм и нравственность закладываются в детстве. Такая работа – не просто биотехнические мероприятия, а это экологическое воспитание, через учебную и практическую деятельность.
Не пройдет даром Отрадно наблюдать, что многие ребята после школы выбирают дальнейшие обучение в ВУЗе, связанное с природой – биологический, географический факультеты, Бийский лесной техникум. Это показатель того, что работа школьного лесничества дает свои плоды: происходит профориентация школьников, которым небезразлична природа. Они станут грамотными специалистами, а не бездумными потребителями ресурсов. Но необходимо подчеркнуть, что и для тех ребят, кто выбрал для себя другую специальность, работа в лесничестве не пройдет даром, ведь каждый из них стал экологически грамотным и воспитанным человеком!
Влад КОНОНЕНКО, руководитель школьного лесничества «Formica»
Наши хлопоты Пятый год на базе Залесовской школы № 2 ведет свои работы школьное лесничество «Formica». За прошедший период ребята под руководством педагогов доказали, что им под силу многое. С наступлением весны деятельность лесничества как всегда активизировалась. Стартовали дни экологии во внешкольной работе. В младших классах прошли праздники «Наши пернатые друзья», в ходе которых ребята активизировали знания о птицах родного края. Учащиеся теперь хорошо знают, какую пользу приносят птицы, как им правильно помогать. Дети с большим удовольствием разгадывали кроссворды, узнавали птиц по рисункам и по пению. В старших классах учащиеся с удовольствием смотрели познавательные фильмы о растительном и животном мире России. Самые эрудированные ребята приняли участие в фото-викторине «По страницам Красной книги», которая была размещена в школьной библиотеке. Участникам нужно было подобрать к фотографиям растений и животных название и описание, что они делали с большим удовольствием. «День Земли» ребята отметили посадкой саженцев сосны кедровой на территории родного села. Акция была проведена совместно с предпринимателем В. Пылевым, который активно помогает школьному лесничеству. К сожалению, уровень культуры наших земляков позволяет им бросать мусор, где вздумается. Поэтому ежегодными стали акции по уборке от мусора поймы реки Каменка и хвойного уголка. Теперь по дороге в школу или домой дети видят наш мир чище. Весенние дни для жителей района принесли не только радость, но и тревогу. Очень часто горели леса в районе. Дети расклеивали противопожарные листовки, чтобы отдыхающие не забывали о правилах поведения в лесу. А в младших классах прошел конкурс на лучшую противопожарную листовку. Рисунки победителей будут напечатаны, а осенью учащиеся смогут их расклеить по всему Залесовскому району. Много дел для «муравьев» и в пришкольном питомнике, саженцы кедра, сосны, лиственницы нуждаются в постоянной прополке и подкормке. Еще дети активно помогали взрослым собирать подписи в защиту Залесовского заказника и за закрытие весенней охоты на боровую и водоплавающую дичь. Самые активные ребята получили возможность побывать на экскурсии в АКДЭЦ. Хочется отметить, что многие мероприятия трудно было реализовать без грантовой поддержки от Global Green Grants Fund (США) для реализации проекта «Будущее заказника» и без наших вдохновителей Геблеровского экологического общества.