Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2013 г. (ноябрь-декабрь) 2013 год


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2013 год
№11-12 (215-216) 2013 год / 70-71 страница

Традиционная культура древнего народа Алтая

Священные тайны заповедной долины
Продолжение. Начало на предыдущей странице

Как жили предки
Данил Мамыев показал ребятам традиционное жилище местного народа – аил, еще называемый «чадыром». Это довольно простое конусообразное сооружение, основой которого служат три столба, соединенные поперек тремя кругами.
На круги укладывается 134 тонких жерди (ровно 134 – не больше и не меньше), а уже на них складывают кору лиственницы, от которой в аиле стоит удивительный аромат. Данил Иванович и сам в детстве жил в таком чадыре.
Посреди аила – очаг и столб, называемый «чахыр» – ритуальная коновязь, к которой при церемонии освящения огня сходят духи и привязывают своих коней. Очаг покоится на трех ножках, одна из которых, помеченная хозяйкой, обязательно направлена на запад.
Вход в аил обязательно устраивают на востоке. Если человек приходил в аил и видел, что помеченная «западная» ножка обращена ко входу, то сразу понимал: хозяева не желают его видеть, и уходил. Слова не требовались, потому как они могли ранить человека и спровоцировать конфликт. Да и зачем нужны слова, когда есть знаки?
Пространство аила делится на две равных половины – женскую (справа от входа) и мужскую (слева).
– Таким же образом создана и кора головного мозга, – пояснил Данил Мамыев. — Правое полушарие управляет интуицией, а левое отвечает за рациональное мышление. У женщин более развито первое, а у мужчин – второе. А соединяет эти два элемента огонь. Ему отводится особая роль и уважение. В домашнем очаге, например, не принято сжигать мусор.
Кстати, мусора в старину местные жители «производили» очень мало. Просто не имели лишних вещей – все только самое необходимое. Старую одежду не выбрасывали, а передавали соседям или родственникам. Во всем соблюдали меру. Не брали лишнего и на охоту. Перед любым походом в лес проводили специальный ритуал, направленный на то, чтобы изъятие из природы животного или дерева не нарушило равновесие мира, ведь каждое живое существо или растение занимает в нашем мире определенную нишу, и нельзя допустить, чтобы она опустела.
Как рассказал Данил Мамыев, у алтайских народов нет особых догм и правил. Чтобы правильно жить, человек должен руководствоваться тремя правилами: «Всему свое время», «Всему есть значение» и «Во всем должна быть мера». И еще одно правило – во время церемоний обращаться к духам только со словами благодарности и никогда ничего у них не просить. Духи лучше знают, что послать человеку и какими благами его одарить.

Белые ленты
Каждый, кто хоть раз побывал в Горном Алтае, знает об обычае привязывать ленточки на ветви деревьев. Многие даже присоединяются к этому ритуалу – к неудовольствию местных жителей. Дело в том, что этот красивый обычай прост на первый взгляд. Но это только кажется. Ленточкой не может быть обрывок футболки или носового платка. Да и повязывать ее следует с определенными мыслями и особым образом.
Об этом Данил Мамыев рассказал на въезде в Каракольскую долину. Здесь устроена стоянка, на которой сотрудники парка рассказывают туристам, как правильно повязывать ленты. Вообще-то местные пользуются лентами всех семи цветов радуги, у каждого из которых свой смысл, свое назначение. Белый цвет универсален, поэтому именно ему рекомендуют отдавать предпочтение.
Ленточки принято делать из совершенно новой ткани, не бывшей в использовании. Вот инструкция от Данила Мамыева: покупаете в магазине ткань шириной от 1,2-1,5 метра, дома отмеряете необходимую длину, которая вдоль полотна должна равняться длине вашей руки, отрезаете. Получается прямоугольник. От него вдоль полотна отрываете две ленточки шириной в два пальца своей руки (остальная ткань останется для других ленточек). Ленточки привязывают попарно простым одинарным узлом, причем вязать его следует по ходу солнца, то есть по часовой стрелке. При этом короткий конец должен смотреть вверх, а длинный свисать вниз. Повязывают ленточки только преодолев перевал и только один раз. Не стоит привязывать их на обратном пути.
Повязывая ленточку, следует шепотом произнести слова благодарности духам, но при этом не просить у них никаких благ или избавления от несчастий. Кстати, к последним у местных народов отношение особое. Несчастья и болезни воспринимаются не как наказание или испытание, а как урок, который надо хорошо усвоить и принять как должное.

Здесь рады туристам
Автобус экспедиции въехал в Каракольскую долину. Ребята, очарованные удивительной красотой далеких гор, притихли.
– Сейчас мы находимся на высоте тысячи метров над уровнем моря, – сказал Данил Иванович. – Самая высокая точка в этой долине – гора Уч-Энмек, 2900 метров над уровнем моря. С точки зрения ландшафта эта часть представляет собой долинные степи. В этом году было много дождей, и сейчас все зелено, а на самом деле обычно в это время года вдоль дороги вся растительность выгорает. Здесь низкотравная степная зона, мало влаги, а чуть выше начинаются альпийские луга, тайга. С 1,5 до 2,5 метров идут кедровники, а дальше начинается высокогорная пустыня, где растут карликовые березы, а еще выше находятся маренные отложения – ледники и каменные скалы.
Некоторые туристы ошибочно полагают, что местные жители не жалуют туристов. Возможно, но только не в Каракольской долине. Здесь рады приобщить «пришельцев» к своей культуре и природе. Поэтому в природном парке организованы туристические стоянки для самостоятельных групп – с навесами, туалетами, костровищами.
Чтобы воспользоваться этими удобствами на законных основаниях, необходимо предварительно заехать в офис парка и внести символическую оплату. Там туристов снабдят необходимой информацией – картой с указанными на ней стоянками, а также природными и археологическими памятниками, возле которых установлены информационные щиты.
Так что путешествовать по долине можно и без сопровождающего, правда, при этом необходимо и соблюдать все правила посещения, которые также прописаны на информационных щитах.

Случайная встреча?
Проезжая село Боочи, участники экспедиции увидели ребят в зеленых банданах, так похожих на их галстуки. Дети возле дороги красили лавочку и устанавливали урну для мусора. Автобус остановился.
Оказалось, что это ребятишки из местного экологического кружка «Ээ-хо». Здесь же познакомились и с их руководителем Мариной Михайловной Тохтоновой.
Она рассказала, что ребята из ее клуба так же, как и участники движения «Начни с дома своего», призывают окружающих бережно относиться к природе, не мусорить, ценить все живое вокруг. Они ходят от дома к дому, беседуют с хозяевами. Если те разделяют взгляды ребят, на калитку их усадьбы повязывают зеленую ленточку.
Ребята сказали, что сейчас облагораживают автобусную остановку, а на следующий день отправятся с зелеными ленточками в соседнее село Кулада.
Участникам экспедиции подарили несколько зеленых ленточек, чтобы они повязали их на свой автобус, в ответ юные экологи повязали ребятам из «Ээ-хо» зеленые галстуки. Прощаясь, Марина Михайловна сказала, что в Боочи школьники выпускают собственную экологическую газету «Кулумди» («Улыбка»).
Участники экспедиции удивлялись этой случайной встрече – надо же, местные юные экологи проводили свою акцию как раз, когда «зеленые» из Алтайского края следовали в Каракольскую долину на экскурсию. Но Данил Иванович не был удивлен. Он сказал, что в этих местах случайностей не бывает. Этой встрече было суждено состояться, потому обстоятельства и сложились именно таким образом, и как-либо иначе быть не могло.

Духам нужны люди
Экскурсия продолжилась в курганном комплексе Башадар, что в окрестностях горы Текпенек.
– Мы находимся в самом центре долины, – пояснил Данил Мамыев. – За завесой тумана – гора Уч-Энмек, которую наш народ считает пуповиной земли. Вдали – гора Текпенек, с правой стороны окруженная полукругом курганов. Их здесь около тысячи. Всего же в Каракольской долине насчитывается около шести тысяч курганных захоронений. Здесь же вы видите каменные стелы разной величины, установленные в определенном порядке. Эти курганы принадлежат Пазырыкской культуре и датируются VI-III веками до нашей эры. Диаметр каждого – до 40-50 метров.
Как рассказал Данил Иванович, первые археологические раскопки в этих местах проводились в 1949-1953 годах. Буквально сразу были сделаны уникальные находки. Однако жители долины были против вскрытия курганов. Они говорили археологам, что они не найдут там ответов на свои вопросы. Когда те возражали, что археологические исследования необходимы, чтобы узнать, как жили их предки, старейшины были непреклонны, и ответом было все то же «вы ничего не найдете». Время показало, что археологи просто не знали, где искать.
А разгадка самых важных тайн курганов таилась на поверхности, и для этого вовсе не надо было их вскрывать. Просто это знание оказалось из разряда тех, что не увидишь глазами.
– Когда мы создавали парк, начали изучать эти курганы с точки зрения традиционной культуры, но используя при этом достижения современной науки, – рассказал Данил Мамыев. – Мы попытались переосмыслить героические эпосы, которые нам преподносили как легенды. И пришли к выводу, что это ни что иное, как зашифрованный вид знания. Таким образом мы нашли то, что не нашли в свое время археологи, которые не верили в традиционную культуру, не верили старейшинам.
Сотрудники парка с помощью специальной аппаратуры провели магнитную съемку камней, из которых сложены курганы. Данил Иванович показал два таких снимка. На одном зафиксировано магнитное поле сохранившегося кургана, а на другом – раскопанного археологами. В первом случае вырисовывалось определенное геометрическое изображение – магнитные кольца и пирамиды, во втором – бесформенные пятна.
Оказывается, камни, из которых были сложены курганы, подбирались по магнитным свойствам! Самые «мощные» ставили на вершине каменной пирамиды. И тут же был получен ответ на вопрос, почему камни для строительства курганов приносили с верховьев долины или с берегов рек, а не пользовались теми, что находятся буквально под рукой. Оказывается, они обладают большими магнитными качествами.
Вот только вопрос – как без специальных приборов древние смогли рассмотреть эти свойства? Данил Иванович ответил и на этот вопрос: шаманам не нужна никакая аппаратура. Они и без нее видят то, что скрыто от взглядов обычных людей. И эти курганы – лишнее тому доказательство.
У курганов участники экспедиции пробыли недолго. Данил Иванович пояснил – это очень сильное место. Находиться здесь очень полезно, но только если оставаться здесь недолго. Так может, чтобы не гневить духов, не стоит ходить в такие места? Оказывается, наоборот. Данил Иванович говорит, что общение с людьми им необходимо, чтобы не потерять связь с ними. Иногда духи даже обижаются на людей за то, что те о них забывают.

Продолжение знакомства
Вечером в палаточный городок экспедиции прибыли ребята из экологического клуба «Ээ-хо» со своим руководителем Мариной Тохтоновой, Данил Мамыев, музыкант и мастер горлового пения Борис Киндиков.
Борис Киндиков познакомил наших детей с народными песнопениями алтайских народов и рассказал им о национальных музыкальных инструментах.
Некоторые участники экспедиции смогли не только подержать их в руках, но и сыграть на них вместе с Борисом Михайловичем. Таким образом они исполнили вместе с музыкантом несколько алтайских песен. К ним присоединились также ребята из клуба «Ээ-хо».
Марина Тохтонова отметила, что случайная встреча с участниками экспедиции «Начни с дома своего» стала для нее приятной неожиданностью, ведь на протяжении многих лет она является постоянной читательницей газеты «Природа Алтая».
Именно это издание вдохновило ее на создание в небольшом селе Боочи детской экологической газеты «Кулумди» (в переводе с алтайского «Улыбка»), экологического клуба и клуба детской журналистики.
Марина Тохтонова прочитала собравшимся свои стихотворения экологического содержания, которые участниками экспедиции были приняты «на ура».
За краткое время участники экспедиции успели не только познакомиться, но и подружиться с ребятами из Ээ-хо. Те в свою очередь пообещали сотрудничать с газетой «Природа Алтая».
Елена ПАНФИЛО














Общая информация


Тайна

Камни для курганов подбирались по магнитным свойствам. Шаманам не нужна никакая аппаратура. Они и без нее видят то, что скрыто от обычных людей 
Цифры

В Каракольской долине насчитывается около шести тысяч курганных захоронений

Тайна

Героические эпосы из легенд – это зашифрованный вид знания, который не нашли археологи, верившие в традиционную культуру 
Туристам

Путешествовать по долине можно и без сопровождающего, но при этом необходимо соблюдать правила посещения, которые прописаны на информационных щитах

География

Самая высокая точка в этой долине – гора Уч-Энмек, 2900 метров над уровнем моря. С точки зрения ландшафта эта часть представляет собой долинные степи 
Культура

Чтобы правильно жить, человек должен руководствоваться тремя правилами: «Всему свое время», «Всему есть значение» и «Во всем должна быть мера»

Традиции

Традиционное жилище местного народа – аил (чадыр) – конусообразное сооружение, в основе три столба, соединенные поперек тремя кругами из жердей 
Традиции

Если человек приходил в аил и видел, что помеченная «западная» ножка обращена ко входу, то сразу понимал: хозяева не желают его видеть, и уходил


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©