Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №5 2012 г. (май 2012)


А вы знаете, что....
Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№5 (197) 2012 год / Страница 5

Мир времени
Наш проект, посвященный юбилею края, называется «Мир времени». В нем мы стараемся показать историю Алтая и его природу через необычный ракурс – музеи края.
Природа Алтая на холсте
В Государственном художественном музее Алтайского края собрана обширная коллекция художников-пейзажистов, запечатлевших красоту алтайской природы

Живописцы предпочитают пейзаж
Искусство и природа прочно связаны друг с другом с незапамятных времен. И, пожалуй, по сей день не существует художника, который хотя бы раз не обращался в своем творчестве к пейзажу. В творчестве алтайских живописцев он занимает особое место. Практически каждого из них можно назвать мастером пейзажа. И это не удивительно, ведь их вдохновляет уникальная природа Алтая во всем своем разнообразии красок и ландшафтов.
Сотни «природных» полотен хранятся в фондах Государственного художественного музея Алтайского края. О них рассказывает главный научный сотрудник сектора «Отечественное искусство» научно-просветительского отдела музея, кандидат искусствоведения, член Алтайского отделения Союза художников РФ, член правления ВТОО Алтайской организации «Союз художников России», член творческого Союза иконописцев России (содружество «Завет») Наталья Степановна Царева.
– Коллекция живописи нашего музея достаточно велика, – говорит Наталья Степановна. – Главный жанр – это, конечно, пейзаж. И замечательно, прежде всего, то, что в каком бы направлении и тематике не работал живописец, например, в жанре портрета или тематической картины, он все равно выходит на этюды и пишет с натуры нашу прекрасную природу. Вообще алтайская земля подарила миру множество замечательных пейзажистов. Не случайно именно к нам, на Алтай, приезжал Николай Константинович Рерих, чтобы писать здесь свои уникальные картины. После него на Алтае побывали художники из Москвы и Санкт-Петербурга – специально для того, чтобы перенести на холст красоты нашей природы. Сегодня даже академические институты проводят пленеры для своих студентов у нас на Алтае.
Все художники считают, что здесь – удивительный воздух, как бы насыщенный духом импрессионизма. А еще – особенное солнце и неповторимые краски.
Не случайно первый алтайский художник-импрессионист Андрей Осипович Никулин в своих картинах воспел именно кристально чистый воздух Алтая. Художник сумел передать его настолько отчетливо и тонко, что любой зритель, при взгляде на эти картины, ощущает всю его глубину. Также трепетно и мастерски Андрей Осипович писал и алтайское солнце.
Его попытка перенести на холст красоты нашей уникальной природы была продолжено в творчестве других художников – как алтайских, так и приезжающих сюда. Наталья Степановна отметила, что некоторые из них считали, что именно Алтай помог им состояться как настоящим художникам.
– В 30-е годы прошлого века на Алтае побывали двое замечательных художников из Москвы: Надежда Удальцова и Александр Древин, – рассказывает Наталья Степановна. – Без них трудно представить себе историю русского искусства первой половины XX века. Надежда Удальцова и Александр Древин побывали во многих красивейших местах СССР, в том числе в Грузии и Армении, но сильнее всего на их творчество повлиял именно Алтай. И так случилось, что именно алтайские работы и даровали им всемирное признание. Сегодня эти полотна, посвященные Алтаю, представлены в крупнейших музеях России – Третьяковской галерее, Русском музее. Есть их работы и у нас.

Алтайские нивы: вид с земли и из космоса
Горные вершины, бурные реки, бездонные озера – вот, казалось бы, та самая дикая и первозданная красота, которая влекла художников со всей страны на алтайскую землю. В большинстве случаев, так оно и есть, но бывают и исключения.
И такие вот исключения есть в фондах Государственного художественного музея. Например, полотно замечательного мастера живописи Петра Павловича Осовского – триптих «Алтай». На средней картине запечатлены бескрайние алтайские пшеничные поля.
– Есть в наших фондах еще две работы, которыми мы очень гордимся – «Утро Алтая» и «Вид Алтая из космоса», – говорит Наталья Степановна. – Их авторы – советский космонавт Алексей Леонов и художник-фантаст Андрей Соколов. Предыстория такова – космонавт и художник познакомились на одном из телевизионных вечеров, там и возник их творческий союз.
Дело в том, что Алексей Леонов был художником-любителем и даже в космические полеты брал с собой цветные карандаши и делал наброски. Профессионального же художника Андрея Соколова привлекала «космическая» тематика, но он писал свои произведения, руководствуясь только лишь собственным воображением.
Объединившись, они образовали замечательный творческий тандем. И, надо сказать, что настолько эти космические пейзажи удивительны, правдивы и необыкновенны, что ни один «космический» снимок не может с ними сравниться. Потому что ни одна фотография все равно не сможет передать тот естественный цвет, который видит только человек – видит, запоминает и переносит на холст.
Не случайно, когда американские астронавты, которые высаживались на Луну, приехали к нам в СССР, то единственной их просьбой было посетить мастерскую Леонова и Соколова, чтобы посмотреть их работы.
А мы гордимся тем, что Алтай запечатлен на двух «космических» пейзажах: цепь гор, освещенных солнцем, искрящаяся золотом Обь, обрамленная лоскутками хлебных нив. Это совершенно другой взгляд на Алтай!

На этюды – в родное село
Наталья Степановна рассказывает, что многие алтайские художники посвятили пейзажу всю свою жизнь. Среди них Виктор Александрович Зотеев, Михаил Яковлевич Буткеев, Федор Семенович Торхов, Федор Андреевич Филонов (мастер акварели), Андрей Григорьевич Вагин (художник-график).
– Для алтайских художников важна не только девственная природа Горного Алтая, но и природа городская, – замечает Наталья Степановна. – Они с удовольствием пишут городские и сельские пейзажи. У нас довольно большие коллекции, посвященные пейзажам Барнаула или Бийска и наших алтайских районов. Например, работы Василия Куксы, который сегодня живет в Барнауле, а начинал свой творческий путь в Родино. И первые его картины были написаны именно там, в его родном селе. Василий говорил, что в Родино он действительно счастлив, потому что для него его мастерская – это природа.
Многие наши художники до сих пор живут и работают там, где родились. Среди них – художник из Поспелихи Александр Андрусенко. Он пишет совершенно необыкновенные пейзажи в окрестностях своей родной Поспелихи. В его работах есть безграничная искренность и своеобразная подлинность. Это и отличает его от других живописцев.
Связано с Алтаем имя и еще одного художника – уже московского – Якова Никифоровича Скребкова. Он родился в Михайловском районе, а затем переехал в столицу, где учился у известного мастера Александра Дейнеки. Но постоянно возвращался на малую родину, чтобы писать пейзажи. Михайловская картинная галерея хранит эти работы в своем собрании, несколько картин есть и у нас.
Другой замечательный московский художник, рожденный на Алтае, – Виктор Калинин, родился в Залесово. Все его творчество – отголоски детства, проведенного на алтайской земле.
Окончание на странице 8











Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©