Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №5 2012 г. (май 2012)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№5 (197) 2012 год / Страница 6-7

Необычные музеи Алтайского края
Этот необычный музей найти непросто. Да и знают о нем далеко не все барнаульцы. И название у него необычное. Пожарным и спасателям он хорошо известен как Центр противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ МЧС России по Алтайскому краю. Находится он, разумеется, по соседству с одной из пожарных частей Барнаула – по адресу улица Интернациональная, 28. Посещают его студенты барнаульских вузов, чья будущая профессия требует некоторых «противопожарных» знаний, а также школьники, которые приходят сюда на экскурсии целыми классами.

Центр противопожарной пропаганды и общественных связей

«Гибель Барнаула»
Свою историю музей ведет с 1968 года. Правда, тогда он назывался пожарно-технической выставкой. Кстати, Барнаул входил в число первых городов, в которых создавались такие выставки. Позднее их переименовали в Центры противопожарной пропаганды и общественных связей. А уже потом стали называть музеями. В том виде, как сейчас, музей существует с 1978 года.
Экскурсовод Ольга Николаевна Шершнева уже много лет поводит экскурсии по трем залам музея, в которых вы не увидите новейших достижений противопожарной техники, зато вам продемонстрируют действующие макеты зданий - жилых и промышленных. Здесь же можно увидеть модели пожарных машин, старинные каски пожарных и даже огнезащитный костюм огнеборца.
Центральную часть экспозиции первого зала занимает диорама старого Барнаула. Такого, каким он был до злополучного пожара, произошедшего 2 мая 1917 года. Этот день стал, пожалуй, одним из самых трагических в истории города.
Здесь можно увидеть и здания, которые сохранились до наших дней, но строений, которых мы никогда не видели, гораздо больше. Все они были уничтожены огнем в тот страшный день.
Говорят, что пожар в Барнауле можно сравнить с Чикагским (8-10 октября 1871 года). В обоих случаях огненная стихия до неузнаваемости изменила облик городов.
Диорама полностью воспроизводит события рокового для Барнаула дня. Вот в одном из домов загорается огонек. Вот уже горят несколько усадеб. А вот полыхает уже практически весь центр города. Эта трагедия обросла легендами. Официальную версию озвучивает Ольга Николаевна.
- Огонь загорелся в усадьбе мещанина Быкова на улице Бийской (ныне – Никитина), - рассказывает она. – Он смолил лодку, смолу разогревал на открытом костре, рядом с ветхой баней. Не досмотрел. Роковую роль сыграла погода – стояла жара, дул сильный порывистый ветер. Он раздул пламя и разнес горящие головни на большие расстояния. В результате пожары возникли сразу в нескольких местах. Первые очаги возгорания пожарные вместе с горожанами еще пытались тушить, но вскоре отказались от этого тщетного занятия – силы были неравны, сражаться с огненной стихией было бесполезно. Город превратился в гигантский костер. Оставалось лишь одно – спасаться.
Ольга Николаевна рассказывает, что в одном месте толпа народа оказалась со всех сторон окружена пламенем, люди не смогли выбраться из огненного кольца и погибли. Город был во власти огненной стихии весь день и всю ночь.
Горожане в надежде спастись бежали к Оби, бросались в реку в горящей одежде. Многие тонули. Народ рвался на баржи, но и здесь не было спасения – мостки под тяжестью толпы рухнули и погребли под собой несчастных.
- Пожар прекратился сам по себе, потому что согрело все, что могло сгореть, - говорит Ольга Николаевна. – Город был окружен лесом, но лесной массив не пострадал – ветер дул по направлению к Оби. В противном случае произошел бы мощнейший лесной пожар и страшно подумать, какими бы были в этом случае последствия разгула огненной стихии.
В результате пожара была уничтожена большая часть города, а именно, 60 кварталов. Сгорели многие памятники архитектуры XVIII-XIX веков и многие шедевры деревянного зодчества – всего 730 старинных усадеб.
Без крова остались около 20 тысяч человек, в то время как население Барнаула составляло 56 тысяч.
По неофициальным данным, в тот день погибли сотни людей. Зерно на месте сгоревшей мельницы тлело целую неделю. На Московском проспекте (ныне проспект Ленина) уцелело здание магазина «Красный». Его хозяин купец Иван Поляков приказал своим рабочим обложить стены магазина мокрым войлоком. Его примеру последовал «коллега», владевший особняком напротив.
А вот от самого крупного на тот момент торгового центра Барнаула – «Пассажа», принадлежащего купцу Смирнову, остались лишь руины.
«Гибелью Барнаула» называли эту трагедию журналисты того времени. Репортажи с такими заголовками появлялись в газетах того времени. Восстанавливали Барнаул всем миром, но это уже совсем другая история.

Противопожарные системы: «позавчера» и сегодня
В том же зале – макеты систем пожаротушения. Вот самая первая в городе. К сожалению, она осталась проектом, а в жизнь так и не была внедрена. Ее автор – известный русский изобретатель Козьма Фролов. Он разработал простейшую (конечно, по нашим временам) систему пожаротушения для Барнаульского сереброплавильного завода. Она и представлена на макете.
- Сереброплавильный завод находился в районе нынешнего Красноармейского проспекта, - рассказывает Ольга Николаевна. – В те времена там существовал пруд, который использовался при выплавке серебра. Стоит отметить, что Барнаульский сереброплавильный завод ежегодно выплавлял серебра больше, чем все страны Европы вместе взятые.
По замыслу Козьмы Дмитриевича, вода из пруда по желобу должна была вращать колесо, а вал колеса в свою очередь – вал поршневого насоса, который качал воду и подавал ее в трубы, проложенные рядом со строениями и на их крышах, таким образом сверху здание орошалось водой. Это простейший прототип современной дренчерной системы пожаротушения.
Были выполнены все необходимые расчеты – в том числе и финансовые. Оставалось лишь проложить трубы: пруд уже был, валовые колеса тоже. Но заводское начальство решило иначе. А между тем изобретение Козьмы Фролова было бы полезно не только заводу, но и городу.
- А здесь мы рассказываем посетителям о пожарной безопасности в многоэтажных жилых домах, - продолжает экскурсию Ольга Николаевна, показывая на макет 14-этажного дома. - В таких домах предусмотрено устройство наружных эвакуационных лестниц на лоджиях и балконах.
Эти лестницы ни в коем случае нельзя убирать, заставлять мебелью и вещами, заваривать люки, которые введут вверх и вниз, загромождать переходы между секциями, чтобы можно было при возникновении пожара из самой дальней квартиры дойти до лестницы и спуститься по ней во двор. Кроме этого в каждой квартире имеется автоматическая пожарная сигнализация. Нельзя обрывать провода этой сигнализации, убирать датчики или закрашивать их во время ремонта, чтобы сигнализация была всегда исправна.
С жилыми зданиями все понятно, а что, если загорится нефтебаза? В этом музее наглядно расскажут и об этом – здесь есть и такой макет. Итак, происходит возгорание. Ревет сирена. Ситуация опасная, ведь на этом объекте в емкостях, объемом пять тысяч кубических метров каждая, хранятся легковоспламеняющиеся жидкости – бензин, керосин, нефть или солярка.
- Для тушения резервуаров подается пена при помощи коленчатого подъемника, рядом стоящие резервуары охлаждаются водой, для этого специально установлены пожарные стволы. Это стандартные меры безопасности, - поясняет «ситуацию» Ольга Николаевна.

«Совсем как настоящие»
Во втором зале – целый комплекс миниатюрных зданий. Здесь и животноводческая ферма, и зерноочистительный, и зерносушильный комплексы, и цеха по приготовлению кормов для животных.
Оказывается, обработка зерна – процесс «взрывоопасный», потому что в смеси с воздухом пыль образует взрывоопасную смесь.
А при изготовлении витаминной травяной муки сама мука после производства может самовозгораться при определенных условиях – например, если сложить ее одним буртом, предварительно не остудив. В этом зале показан весь технологический процесс и наглядно проиллюстрированы меры пожарной безопасности.
На отдельных макетах можно увидеть, как производится тушение пожаров на теплоцентралях, в кабельных тоннелях. «Увидеть в разрезе» систему водоснабжения: с насосными станциями, очистными сооружениями, резервуарами для чистой воды и прочим. В этом же зале посетителям показывают, как работает система молниезащиты.
А вот миниатюрный Алтайский краевой театр драмы имени В.М. Шукшина. На этом макете бегущими огоньками показывается, как осуществляется эвакуация людей из здания в случае чрезвычайной ситуации.
- Из зала, благодаря продуманной планировке полная эвакуация зрителей осуществляется за полторы минуты, а из театра в целом - за четыре минуты, - поясняет Ольга Николаевна. – Макет представляет здание театра до реконструкции, но в плане пожарной безопасности оно существенных изменений не претерпело: тот же зал, та же сцена, тот же трюм под ней, те же служебные помещения.

«Оружие» против огненной стихии
Этот зал приводит в восторг мальчишек. Здесь – множество моделей пожарных автомобилей. Некоторые уже стали достоянием истории, другие же используются до сих пор.
- Вот автомобиль рукавный пожарный на базе ЗИЛ-157, он вывозит к месту пожара 2,5 километра пожарных рукавов. А это мощная пожарная насосная станция ПНС 100, также на базе ЗИЛ -157, осуществляющая подачу воды на расстояние 4-5 километров, - перечисляет Ольга Николаевна. - Есть автомобили для больших пожаров, есть и, так сказать, «на каждый день». Например, ЗИЛ-131. Это пожарная автоцистерна, которая вывозит к месту пожара 2400 литров воды и 150 литров пенообразователя. Для работы с самым маленьким стволом такого запаса хватит только на десять минут.
А вот аналогичный автомобиль на базе «Урала», в нем воды с пенообразователем хватит уже на 15 минут – она доставляет на место пожара четыре тысячи литров воды и 180 литров пенообразователя.
А это автомобиль порошкового тушения. Его применяют, когда тушение пожара осуществляется не водой и пеной, а специальным огнегасящим порошком, который из цистерны под давлением распыляется по горящей поверхности. Используется для тушения нефти, бензина, щелочных металлов, газа.
Здесь же вы видите турбореактивный автомобиль газоводяного тушения. У него турбины, как у реактивного самолета, к которым подведены рукава для подачи воды. Мощная струя распределяет воду по горящей поверхности тонким слоем на большие расстояния. Этот метод незаменим для тушения крупных пожаров с большой площадью горения, например, на промышленных предприятиях.
В этом зале посетителям рассказывают о различных огнетушителях и подручных инструментах огнеборцев, показывают газорезательную установку, пневмомолотки, специальные дисковые пилы.
Здесь же можно увидеть «боевую одежду» пожарных: обычный костюм, который защищает практически только от воды, а высокую температуру «держит» не более трех секунд. Рядом – теплоотражающий костюм из металлизированной ткани, чем-то похожий на скафандр космонавта.
- Это старенький костюм, - говорит Ольга Николаевна. – Он выдерживает температуру до 400 градусов до пяти минут. Последние несколько лет наша промышленность выпускает теплоотражающие костюмы, способные защитить пожарного при температуре до 600, а то и до 800 градусов.
К сожалению, многие экспонаты музея – уже в «возрасте». Последний макет – та самая нефтебаза - прибыл сюда в 1996 году. Но основные принципы борьбы с огнем и меры профилактики пожаров остались прежними.
И музей остается востребованным. Для школьников здесь проводят занятия по пожарной безопасности, впрочем, как и для студентов аграрного и технического университетов – только у них программа намного сложнее.

Елена ПАНФИЛО, фото автора



























Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©