Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №6 (июнь) 2013 год


А вы знаете, что....
Все номера газеты «Природа Алтая», которые можно посмотреть в интерактивном режиме находятся на сайте по адресу http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=3&id_razd=55



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№6 (210) 2013 год / 24-25 страница

Методическое пособие «Мусор Земле не к лицу»

Мусор Земле не к лицу. Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д. б. н., проф. В.А. Рассыпнов – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – 66 с.
//ecoregion22.ru/download/3dwnl40.rar – это сама ссылка на архив: главная/экологическое просвещение с заголовком презентации к методическому пособию «Мусор Земле не к лицу.
Редакционная коллегия: Авцинов С.И., Дудин И.В., Землянова О.В., Мироненко О.Н., Скачко Е.Ю., Патрушева Л.И.

ОТ РЕДАКЦИИ. Алтайский краевой детский экологический центр совместно с управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края выпустил сборник для учителей «Мусор Земле не к лицу». Сегодня мы не только его представляем, но и публикуем одну из разработок. Те, кто имеет такую возможность, могут зайти на сайт управления и там взять презентацию со слайдами, которую мы публикуем. У кого такой возможности нет, могут воспользоваться газетой, а иллюстративный материал подобрать сами. Разработка приурочена к Дню Земли, но ее тема шире, такой праздник можно провести в любое время, поэтому мы и публикуем этот сценарий в помощь учителю.


В помощь учителю

Классный час «Берегите Землю»
Автор разработки – Н.П. Курасова, учитель биологии, химии Солоновской СОШ Новичихинского района.

Презентация к мероприятию размещена на сайте //ecoregion22.ru в разделе главная / экологическое просвещение / Презентации к методическому пособию «Мусор Земле не к лицу»; прямая ссылка //ecoregion22.ru/download/3dwnl40.rar

Любовь к родной стране без любви к природе невозможна.
К. Паустовский

Цель
Формировать экологическое, ответственное отношение к природе и доказать, что природа нуждается в нашей помощи и заботе.

Задачи
– Обучающие: показать, что окружающая нас природа погибает из-за хозяйственной деятельности человека и нуждается в защите.
– Развивающие: развитие познавательной деятельности и самостоятельности.
– Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому на Земле.
Оборудование: плакаты, рисунки учащихся, тезисы, компьютер, глобус, метроном.
Учитель: Мы рады вас приветствовать на нашем празднике (слайд 1). Как известно, праздники бывают разные, потому что приурочены к различным событиям. Но всегда они веселые и яркие. Праздников много, но по какому поводу мы собрались сегодня? Какой сегодня праздник? Это День Земли. День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. Напомним историю возникновения этого праздника (слайды 2-4).
В 1969 году на нефтепромыслах у городка Санта-Барбара произошел аварийный разлив нефти. Огромное количество нефти расползлось по поверхности прибрежных вод океана, загрязнило пляжи. От аварии пострадали многие морские животные, особенно птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в год напоминать людям об их отношениях с окружающей средой.
22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они проводили митинги и демонстрации в защиту природы. Требовали принять новые природоохранные законы, сажали деревья, убирали мусор на улицах, очищали берега рек, слушали песни, воспевающие красоту окружающего мира. Первый День Земли отмечали только в США, но со временем этот праздник объединил жителей многих стран. С каждым годом их становилось все больше и больше.
Стали отмечать День Земли и в России. Кроме того, по постановлению правительства с 15 апреля по 5 июня у нас проводятся специальные Дни защиты окружающей среды (слайды 5-6).
Ведущий 1. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее, как святыню. Они считали Землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с весной). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в растениях – волосы. Крылатой становится фраза: «Земля – тело человечества, человечество – душа Земли». Каждый из нас – часть человечества. Мы должны понять, что являемся жителями планеты и должны мыслить. Ведь не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. У меня на ладони дышит теплый, влажный комок земли. Земля... Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.
Мы называем Землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны, слагаем стихи, восхищаемся красотой.
Но праздник этот связан не только с радостными событиями. На этом празднике люди немного грустят (слайд 7). Земля наша весьма засорена. И если раньше в песнях мы восхищались «Как прекрасен этот мир, посмотри!» (звучит куплет песни), то сегодня актуальна другая песня «Прости, Земля!». Послушаем ее (звучит куплет песни). Теперь же мы поступаем с Землей безнравственно и жестоко. Мы забыли, что она живая, и как все живое, она ждала от нас милосердия, а мы уготовили ей равнодушие. Человек буквально калечит Землю – топит, сверлит, роет, терзает гусеницами тракторов, то есть наносит ей раны физически, раны в прямом смысле слова.
Ученик 1. Приложи свое ухо к планете!
Ты услышишь, как стонет она.
Мать-Земля еще только в расцвете,
А изранена вся и больна.
Дышит часто и пульс учащенный (слышится тихий бой метронома).
Звучит музыка, затем ведущие рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.
Ученик 2. Воздух (слайды 8-9). За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой (слайд 10), временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой и Европой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.
Ученик 3. Вода (слайды 11-13). Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. Но миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде. Гибнет все живое (слайд 14).
В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Ученик 4. Почва (слайды 15-16). Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. А тонны мусора?
Ученик 5. Леса (слайды 17-19). Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько его было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Ведущий 1. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом!
Ведущий 2. Земля выбилась из сил. Она криком кричит, она молит нас о милосердии. Действительно, природа полна поэзии, прелести, трогает и волнует душу. Только мне кажется, если я выйду в поле на рассвете, то невольно содрогнусь не от свежего ветра, а от тяжелого вздоха, вздоха Земли, стона Земли, ее мольбы.
Я – Земля, вращаюсь в космосе,
В плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет,
Я так устала... Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Учитель. Но постепенно люди стали осознавать свои ошибки, бережнее относиться к природе. Это отношение формируется с раннего возраста. Поэтому всем школьникам нужно принять активное участие в ориентации своего миропонимания на природоохранную деятельность. Наша школа ведет работу по охране природы (слайды 20-35).
Ученик 1. Обращаюсь ко всем живущим,
Разных стран и наречий разных!
Ради жизни веков грядущих
Объявить повсеместный праздник
«Экологически чистый день на Земле».
Учитель. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Надо действовать сегодня. Надо действовать сейчас!
– Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.
– Или не загубленный уголок природы.
– Вовремя потушенный пожар или костер.
– Заботливо расчищенный ручеек.
– Защищенные гнезда и муравейники.
Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!
Учитель. Кто согласен с текстом обращения, пожалуйста, поставьте свои подписи.

Заключительное слово учителя
И в заключение мероприятия хотелось бы сказать: будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Все ваши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, дружбе человечества и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. Все, кто как-то знаком с экологией, убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам: учись понимать природу, стань её другом и защитником; радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением; пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-нибудь полезное, ведь не зря природу называют храмом (слайды 36-42).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.


Но храм природы – это хрупкое строение. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить его для себя и последующих поколений: чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром.

Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите эту Землю! Берегите!


Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет на планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем селе, тем зеленее станут деревья, чище воздух. За каждое доброе дело, сделанное во имя природы, вы получите благодарность от потомков.

Литература
1. Бородаев В.Б. Рассказы по истории Алтайского края. – Барнаул: Пикет, 1997.
2. Камбалов Н. Природа и природные богатства Алтайского края. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995.
3. Ревякин B.C. География Алтайского края. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.

Интернет-ресурсы
1. http: www.heraldik.ru
2. http: www.bg-znanie.ru
3. http: www.barnaul-altai.ru
4. http: www.altaitourist.ru
5. http: www.viki.rdf.ru

Мусор Земле не к лицу










Уважаемые читатели!
Сергей Авцинов, заместитель начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского краяВажнейшей задачей современного человека является забота о состоянии окружающей природной среды. Бурное промышленное развитие в XX веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения человека уже со школьной скамьи. От нас зависит, каким будет наш край в ближайшем и отдаленном будущем.
Одним из приоритетов администрации Алтайского края является повышение уровня экологической грамотности у жителей и гостей нашего региона. Работа по экологическому воспитанию и просвещению ведется в рамках реализации ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края». Кроме того, подобные мероприятия включены в долгосрочную целевую программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года.
Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Алтайском крае продолжает оставаться сложной. По данным органов статистики, в 2011 году на территории края образовалось 2,7 млн. тонн отходов, и ежегодно этот объем возрастает почти в три раза! За прошедшие пять лет принят ряд мер по совершенствованию организационной структуры в сфере обращения с отходами, уменьшению количества мест захоронения отходов и ликвидации несанкционированных свалок. При финансовой поддержке за счет средств грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения проводятся акции по очистке от мусора территорий населенных пунктов, берегов рек и озер. Так, в течение 2012 года подобные эко-десанты состоялись в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Волчихинском, Троицком, Змеиногорском, Суетском, Чарышском и других районах края. Зачастую проведение акций связано с очисткой наиболее посещаемых туристических маршрутов, мест отдыха населения, а также с организацией экологических троп на особо охраняемых природных территориях.
В данном пособии собраны лучшие методические разработки педагогов края. Надеемся, что оно станет надежным помощником учителям в проведении уроков или внеурочных мероприятий со школьниками.

Сергей АВЦИНОВ,
заместитель начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края


Будет востребовано
Виталий Рассыпнов, доктор биологических наук, профессор АГАУ«Лично я не захотел бы жить в мире без птиц, без лесов, без животных – всяких: малых и больших. Да человек попросту не смог бы жить в таком мире. Между тем скорость, с какой люди опустошают нашу удивительно прекрасную планету, растет из года в год, из месяца в месяц. Долг каждого – попытаться предотвратить ужасное осквернение нашего мира, и в эту борьбу каждый может внести пусть маленький, пусть скромный вклад» – писал Джеральд Даррелл.
Одной из наиболее эффективных форм экологической работы с детьми является природоохранная деятельность. Практический опыт охраны природы показывает, что школьники вносят существенный вклад в оздоровление окружающей природной среды – они очищают берега рек и участки леса от бытового мусора, озеленяют территории школ, парков, скверов, закрепляют овраги, закладывают сады и школьные дендрарии на учебно-опытных участках, подкармливают зимующих птиц и зверей, охраняют редкие виды растений и животных, составляют Красные книги своих территорий, занимаются пропагандой экологических знаний среди населения городов и сел.
Существенным фактором высокой результативности в их работе является использование разнообразных форм деятельности – трудовые десанты, субботники, праздники, посвященные датам экологического календаря, агитбригады, выпуски плакатов, листовок, стенных газет, выступления в средствах массовой информации, экологические конкурсы и выставки.
Одной из главных экологических проблем современного мира является проблема мусора. Каждую весну, как только сходит снег, на улицах населенных пунктов повсюду вытаивают горы мусора. Все мы, хотим того или нет, несем ответственность за то, что наша планета постепенно превращается в огромную мусорную свалку. Данную проблему педагоги часто поднимают при проведении массовых мероприятий с детьми, направленных на формирование экологической культуры.
В пособии представлены методические материалы из опыта работы педагогов Алтайского края с детьми по экологическому образованию. Статьи отобраны из числа работ конкурса методических материалов, проводимого Алтайским краевым детским экологическим центром при поддержке Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Надеемся, что пособие будет востребовано во всех типах образовательных учреждений Алтайского края.
Виталий РАССЫПНОВ,
доктор биологических наук, профессор АГАУ


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©