Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета       Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Тематические страницы
- Наш общий дом – Алтай
- Концепция реальных дел
- Наш Алтай – зелёный рай

Серия публикаций о спелеологах.

А вы знаете, что....

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

Пещеры / В русле подземной реки

26 страница. ПещерыДостигнув села Тулаты, мы поехали вверх вдоль речки того же названия. Дорога постепенно становилась все хуже. Миновав лесопилку (где пилы по старинке приводились в движение силой воды), мы вскоре увидели группу летних дощатых домиков, разбросанных по долине реки. Оказывается, здесь был летний пионерский лагерь, который почему-то перестали использовать. Запоров на домиках не было, и мы решили остановиться в них.
Мы увлеченно выбирали апартаменты, перетаскивали вещи и устраивались, когда подъехал всадник. Его суровое лицо выражало явное неудовольствие.

В русле подземной реки

Грозный всадник
– Кто вам разрешил здесь остановиться? – грозно сказал он – Давайте бумагу!
«Бумаги» у нас никакой не было. Мы повинились, объяснили, кто мы и чем занимаемся, и сказали, что устали жить в палатках. Всадник, оказавшийся лесником с расположенного рядом кордона, которому поручили приглядывать за пионерлагерем, быстро сменил гнев на милость и стал расхваливать окрестности.
Мы согласились, что место чудесное (прямо под ногами – заросли спелой клубники). В заключение лесник пригласил нас в гости на кордон, сказав, что мы можем купить у него мед и молоко, на что мы с готовностью откликнулись, хотя и то и другое у нас в изобилии было и в Тигиреке.

Расставание
На следующий день произошло расставание. Наша начальница уезжала с очередным отчетом в Елань, а с ней – Люда и Лида. Оставались Володя Коряга со своей супругой, принявшей вахту повара, Толя Губарь, Валера Жданов, я и, конечно, пес Малыш.
Мы заняли пять домиков. В одном жили Коряги, в другом мы втроем, в третьем была кухня-столовая и продуктовый склад. В четвертом домике мы устроили помещение для обработки полевых материалов – «камералку». У нас кончались батарейки и накопилось много работы по вычерчиванию планов, поэтому предстояло заняться обработкой материалов.
Еще один домик Валера, чемпион Новокузнецка по самбо, превратил в борцовский зал, где обучал нас приемам благородного единоборства.
Вид на долину р. Тулаты с горы над пещерой. 2009 г.
Вход перекрыт
Устроившись, мы начали обследовать пещеру. Пол входного грота, из которого вытекала речка Тулата, был полностью покрыт довольно глубокой водой. Мы отправились смотреть понор – место исчезновения реки под землей в 300 метрах вверх по долине от выхода реки из пещеры.
Здесь поток с ревом уходил в отверстие в скале, струясь по ложу с наклоном 15-20°, почти сразу полностью перекрывая его. Попасть внутрь было невозможно. «Ерунда! – сказал вдруг Толя – Построим плотину и отведем воду!». Дей¬ствительно, это было отличное решение.
В большую воду Тулата, судя по всему, текла в этом месте двумя рукавами, один из которых проходил через пещеру, а второй – левее, по поверхности. Вот в это, сейчас сухое русло, и надо было отвести пещерный поток.

Самодельная плотина
Мы принялись за увлекательную гидротехническую работу. Наметив место будущей плотины, мы стали перемещать туда камни с левого берега потока, чуть выше по течению, чтобы воде легче было вернуться в старое русло. Работали весь день, прервавшись только на обед. Чтобы предотвратить фильтрацию воды между камнями в плотине мы стали бросать к ее основанию ветки тальника и куски дерна с травой, чтобы они забили щели.
Хотя полностью перекрыть протечку воды таким примитивным способом нам не удалось, она теперь струилась только маленьким ручейком и наклонное жерло понора открылось. Оно было довольно большим, в него можно было бы пролезть, но высокая вода нанесла туда кучу плавника. Часть мы смогли выдернуть, а несколько стволов с сучьями прочно застряли в щели.
Поскольку этот подземный залом мог иметь значительное протяжение, мы решили оставить его в покое и штурмовать пещеру с основного входа, где поток выходил наружу.

Обследование грота
На следующий день в болотных сапогах и во всем пещерном снаряжении мы отправились к пещере. Хотя уровень воды заметно понизился, во входном гроте ее оказалось больше, чем мы ожидали увидеть. Обследуя грот, мы обнаружили, что вода вливается в него двумя потоками – со стороны понора, в котором мы отводили воду, и с противоположной стороны, где вода поступала из сифона. Происхождение этого второго потока мы установить не смогли. И сейчас неясно, идет ли эта вода из какого-то раздвоения подземного русла Тулаты или это подземное ответвление ее правого притока речки Кедровочки.

Многоэтажная пещера
Сняв план грота, мы двинулись вверх по основному потоку. Через несколько метров мы увидели его выход из недоступного для нас отверстия в скале. Однако выше находился сухой ход. Пещера таким образом приобретала двухэтажное строение, причем нижний этаж был полностью затоплен водой. Еще несколько метров – и пещера стала трехэтажной! Здесь в полу второго этажа был колодец, ведущий на первый этаж.
На дне колодца мы могли видеть текущую воду, и в ней несколько рыбок. Такое разнообразие нас радовало, но вскоре оба верхних этажа закончились обрывом над темной водой, внизу над которой очень низко нависал свод первого этажа.
По описаниям Капитолины Петровны Черняевой и наших друзей из томской секции, мы поняли, что дошли до места, дальше которого наши предшественники не продвинулись. Дей¬ствительно, если бы мы не понизили уровень воды, то здесь оставалось бы только нырять.

Преодоление препятствий
Оказалось, что обрыв переходит в глубокую затопленную водой яму на полу первого (речного) этажа. Глубина ее от уровня воды оказалась более пяти метров! Притащив длинную жердь, мы стали прощупывать, где внизу кончается противоположный край ямы.
К счастью, она оказалась не широкой, и мы смогли установить жердь под наклоном, так, чтобы съехать по ней вниз, минуя яму. Подстраховываясь веревкой, мы провели эту операцию и снова оказались в воде.
Низкий свод заставлял сгибаться пополам, но мы как-то ухитрились не замочить комбинезоны и не начерпать воду в сапоги. Постепенно свод стал повышаться, и мы смогли идти в полный рост.

Самое красивое место
Пещера продолжала поражать разнообразием. Мы миновали небольшой узкий «каньон», в верхней части которого по обеим сторонам имелись полочки, примерно соответ¬ствующие уровню второго этажа в пройденной ранее части.
Потом пещера расширилась и начала ветвиться. Справа по ходу стали попадаться «отмели» у стены и сухое ответвление. Потом такое же ответвление открылось справа от обводненного хода. Уровень его пола был немного выше благодаря двум намытым водой песчаным террасам, но это также был первый этаж, только покинутый водой (вероятно, в результате наших гидротехнических работ). В его правом по ходу ответвлении прослеживался поток реки, которая перед этим скрылась под каменным сводом.
Террасы кончились, и мы вышли в небольшой грот, пол которого снова был затоплен. Это было самое красивое место.
Вообще, Тулатинская пещера заложена в довольно темных известняках, которые рассланцованы на тонкие плитки с почти вертикальным падением. Местами эти плитки выступают в потолке в виде довольно острых гребешков.
В гроте, куда мы пришли, часть стен была светлая, благодаря натекам пещерного молока. На концах некоторых плиток-гребешков виднелись небольшие сталактиты.

До лучших времен
Но продвигаться дальше мы уже не могли. Грот заканчивался наклонной вниз трубой, откуда навстречу нам шла вода. Ширина и глубина этого сифона была около двух метров. В потолке грота, прямо по его середине, на высоте около пяти метров виднелось отверстие, которое вскоре раздваивалось на две трубы. Чтобы долезть до них, нужно было снаряжение, которого у нас не было.
На следующий день мы вернулись в пещеру, чтобы продолжить съемку плана. Но смогли довести ее только до начала ветвления пещеры – наши фонари стали тускнеть. Оказаться в такой пещере без света было бы неразумно, и мы поспешили покинуть ее, оставив съемку до лучших времен.

Текущие во тьме

Как уже ранее говорилось, в карстовых районах исчезновение водных потоков – обычное явление. Многие лога и долины здесь большую часть года вообще безводны, так как все выпавшие осадки просачиваются в толщу карстующихся пород по многочисленным трещинам.
В руслах временных и постоянных потоков нередки отверстия, поглощающие воду, которые именуются понорами (от слова «нырять»).
Одна речка в Новгород¬ской области, поглощаемая несколькими понорами, так и называется Понеретка. Через некоторые поноры можно проникнуть в пещеры, которыми они начинаются.
Также часто встречаются и выходы карстовых вод на поверхность земли. Обычно это источники с различным расходом (дебетом). Некоторые сочатся из скал, другие выходят в карстовых воронках.
Такие восходящие источники могут иметь очень глубокий канал, по которому вода идет снизу под напором. Их называют воклюзами, по имени источника Воклюз во Франции. На Алтае такие источники часто носят название «бучило».
В некоторых источниках вместе с водой поднимаются пузырьки газа, их называют газирующими, «кипучими горшками». Газирующими источниками, в частности, являются Сарасинские источники у села Пролетарка. Состав газа таких источников в большинстве случаев не изучался. Иногда это воздух, захваченный быстрым турбулентным потоком.
Карстовые источники также могут содержать газ радон. Температура воды карстовых источников значительно ниже, чем температура наземных ручьев.
Тулатинская пещера – единственный пока известный на Алтае случай, когда следуя навстречу течению выходящего из скалы потока, можно проследить часть его подземного русла.
В Тигиреке тоже есть пещера Источник, из которой выходит значительный ручей, но через восемь метров ее узкий полузатопленный ход перекрыт пробкой глыбового навала.
На Алтае есть несколько пещер с подземными водотоками, но все они представлены вертикальными полостями, поглощающими поверхностные воды с заболоченных плоских водоразделов. Участок подземной реки в Каракокшинской пещере почти полностью недоступен для человека.
В остальной части Сибири подобные пещеры тоже единичны. Наиболее извест¬ной из них является Лысанская в Восточном Саяне, протяженность которой превышает два километра.
В нашей стране несколько пещерных рек есть на Урале. На Украине, в Крыму известна Красная пещера (Кизыл-Коба). За рубежом, в различных карстовых районах, есть немало пещерных рек, в том числе очень значительных. По некоторым из них можно совершить путешествие в лодках.
В пещерные реки тропиков даже заплывают крокодилы.