Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 (март) 2016 год


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (243) 2016 год / 52 страница











 ГМИЛИКА. Год российского кино
Из истории съёмок фильмов о животных на Алтае

По инициативе режиссёра Александра Михайловича Згуриди в 1947 году в красивейшем сосновом лесу под Петушками, в деревне Леоново, было основано пристанище для необычных актёров – Леоновская зообаза. С помощью четвероногих «артистов» на Леоновской зообазе были сняты сотни научно-популярных, документальных, учебных и художест¬венных фильмов.
В золотой фонд отечественного кинематографа вошли фильмы «Тропой бескорыстной любви», «Лютый», «Плач волчицы», «Под северным сиянием», «Чёрная гора». Здесь свои передачи «В мире животных» готовил учёный Николай Дроздов, снято более десятка программ «Спокойной ночи, малыши». В Леоново стали жить и главные герои фильмов по романам Джека Лондона – волки, собаки, рыси. Зообаза стала приютом для попавших в беду животных, которых доставляют лесники и местные жители.

«Тропой бескорыстной любви»

Окончание. Начало на стр. 1

Наиболее востребованными артистами зообазы являются волки и рыси. Среди питомцев есть и «народные», и «заслуженные». А большие леонов¬ские кошки стали главными героями картины «Тропой бескорыстной любви», снятой талантливым режиссёром Агаси Бабаяном в 1971 году по мотивам рассказов Виталия Валентиновича Бианки, русского писателя-натуралиста, автора многих произведений для детей.
Бианки судьба в 1920-е годы занесла на Алтай, где он прожил несколько лет, а потом всю жизнь вспоминал эти места с благодарностью и любовью. В Бийске он стал работать по музейной части, являясь активным участником Бийского общества любителей природы, читал в Алтайском народном университете лекции по орнитологии. Живя в Бийске, он организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.
За большой вклад в становление музейного дела городской музей носит его имя – Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки. Алтай оставил неизгладимый след в его душе.
Бианки, объездивший всю страну, на вопрос одного из читателей об уголке России, который стоит выбрать для жизни, отвечал: «Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там в юности четыре года – и до сих пор (а мне седьмой десяток) вспоминаю это время, как чудесный сон… Я бы выбрал Алтай».
Виталий Валентинович Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. В советское время книги Бианки широко использовались в детских садах и в начальной школе.
Некоторые произведения были экранизированы: «Высокая горка» (1951), «Оранжевое горлышко» (1954), «Муравьишка-хвастунишка» (1961), «Мышонок Пик» (1978), «Путешествие муравья» (1983) – поставлены студией «Союзмультфильм».
Игровой фильм «Тропой бескорыстной любви» (1971) – первый из четырёх фильмов сиквела, рассказывающий о жизни рысёнка Кунака, которого приютил и выкормил лесник Михалыч. Последующие фильмы: «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994).
Фильм «Тропой бескорыстной любви» – единственный игровой полнометражный фильм о рыси, о верной дружбе между человеком и животным. Самое невероятное в этом фильме – приручение рыси. В цирке вы никогда не увидите рыси. Она начисто не поддаётся дрессировке, но её, оказывается, можно приручить. Конечно, для этого она должна попасть в человеческий дом котёнком-сосунком и быть воспитанной, вскормленной человеком – добрым, заботливым, бесконечно терпеливым. Рысь в картине ведёт себя предельно естественно и непринуждённо, но кинофильм не снимался легко.
Кажущаяся лёгкость оплачена тяжелейшим трудом. Например, если требовались планы, где рысь дружелюбно относится к козе, дикую кошку с детства приучали к прогулкам вблизи жвачного, и постепенно они привыкали друг к другу. Ради единого кадра были накручены километры плёнки! Ведь рысь иногда кидалась на оператора, когда ей надоедало пристальное внимание камеры.
В фильме «Тропой бескорыстной любви» снимались две рыси: у одной был характер динамичный, слегка агрессивный, её задействовали в сценах, где нужны были пробеги, требовалось порычать на неприятеля, у другой – флегматичный, человеколюбивый, она участвовала в сценах с актёрами. Звери-дублёры должны быть похожи, а соблюсти это сложно, ведь окрас данного вида заметно варь¬ируется. Когда просматриваешь картину, видишь эти маленькие различия, едва заметные глазу.
Люди, поставившие этот фильм, совершили небольшой, но веский научный подвиг. Талантливый и честный фильм «Тропой бескорыстной любви» не только доставил радость миллионам зрителей разного возраста у нас в стране и за рубежом, но и дал немало интересных сведений о науке. Чтобы сохранить какой-либо вид, надо досконально знать его. Фильму была присуждена Большая медаль Всероссийского общества охраны природы, а в 1974 году – главный приз Международного кинофестиваля фильмов для детей в Индии.
В музейных экскурсиях, посвящённых теме природы Алтая, приводится один интересный кинофакт, связанный с наукой орнитологией. Рассказывая о съёмках на Телецком озере первого приключенческого фильма советского кинемато¬графа «Золотое озеро» режиссёра В.А. Шнейдерова, сотрудники упоминают о достаточно редком зоогеографическом явлении – прилёте стаи розовых фламинго в 1934 году на Алтай. Эти кадры при монтаже вошли в фильм, украсив его.

Алтай на киноплёнке
Сам Алтай, виды его великолепной природы, запечатлённые на киноплёнку, получили возможность предстать на экране перед зрителем в фильмах и других известных кинорежиссёров: Г. Александрова, снявшего на Алтае натурные кадры для своей картины «Русский сувенир»; Ю. Победоносцева («Тропы Алтая», 1964); Л. Саакова («Крутое поле», 1979); В. Шукшина («Живёт такой парень», 1964); Р.А. и Ю.В. Григорьевых («Праздники детства», 1982).
Без сомнения, можно надеяться, что уникальность и красота живой природы Алтая и в дальнейшем ещё не раз привлекут внимание и станут источником вдохновения для кинематографистов.
З. ПИСАРЕВСКАЯ,
научный сотрудник ГМИЛИКА


Общая информация


Заметки

Рысь иногда кидалась на оператора, когда ей надоедало пристальное внимание камеры 
Культура

Фильм «Тропой бескорыстной любви» – единственный игровой полнометражный фильм о рыси, о верной дружбе между человеком и животным
     

Цитата

Виталий Бианки:
«Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного»
 
Интересно

В 1934 году на Алтай прилетала стая розовых фламинго


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©